Елена
Методика разучивания стихотворных форм (стихов, потешек) с детьми 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы хотели бы вам рассказать о методике разучивания стихотворных форм с детьми 3-4 лет.
Свое выступление хотелось бы начать словами В. Г. Белинского
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же как и музыка».
ЦЕЛИ: Подбирать стихотворения которые соответствуют возрасту ребенка. Вызывать желание слушать стихотворные тексты, обучать заучиванию рифмованных текстов, развивать связную речь.
Публикация «Методика разучивания стихотворных форм (стихов, потешек) с детьми 3–4 лет» размещена в разделах
ЗАДАЧИ: Помочь понять содержание стихотворения в целом и отдельных трудных слов, обеспечить запоминание, учить выразительно читать перед слушателями. Воспитывать любовь к поэзии.
Слушая потешки и стихотворения у детей формируется фонематическое восприятие, правильного звукопроизношения. Они помогают формировать словарь ребенка. Для того чтобы донести правильное звукопроизношение педагог читает стихотворение или потешку эмоционально, красиво, не торопясь, а затем проводит словарную работу, т. е. уточняет,все ли слова понятны детям, задает вопросы по содержанию стихотворения которые помогут лучше понять текст, а педагогу проверить это понимание. А так же работать над произношением звуков, которые ребенок умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Например: чтобы четко произнести звук «А», нужно широко открыть рот, а чтобы «У» нужно вытянуть губы трубочкой. Так же 3-4-х летним детям предлагаются скороговорки, чистоговорки, загадки, пословицы и поговорки которые призваны не только позабавить, повеселить себя и своих сверстников но и способствовать правильному звуковому произношению и развитию артикуляционного аппарата. В тоже время скороговорки и чистоговорки являются игрой, заучивание и произношение которых интересное занятие для детей. Например скороговорка: «У пчелки жалко жалит жарко» чистоговорка:
«Жу-жу-жу – молоко дадим ежу. Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.» Интересны и загадки в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величена, отмечены те качества и свойства которые дети хорошо знают (голос животного, особенности его питания повадки и другое).
МЕТОДИКИ :
1. Визуальная методика. Читать стихотворение по строчке и зарисовывать его содержание. Ребенок повторяет стихотворение по картинкам.
2. Двигательная методика. Педагог читает стихотворение и при этом каждую строчку сопровождает подходящим движением.
3. Слуховая методика. Эта методика предусматривает чтение стихотворения по строчке, и повторение стихотворения ребенком за педагогом.
4. Методика мнемотаблицы : использование этой методики заключается в следующем: На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Не рекомендуется заучивать стихи хором. Хоровое повторение текста приводит к монотонности, ненужной тягучести, вызывает у детей быстрое утомление от шума. Стихотворение заучивается целиком, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Повтор текста 5-6 раз.
ПРИЕМЫ:
1. Игровые читается и обыгрывается с куклой и мячиком (Стихотворение А. Барто «Мячик»
2. Досказывание рифмующегося слова: взрослый начинает строчку, а ребенок ее заканчивает
3. Воспроизведение игровых стихов методом игры «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака
4. Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку.
Детям младшего дошкольного возраста нужно как можно чаще читать небольшие по объему стихотворения и помогать им их запоминать.
Ведь заучивание стихотворений – это одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Детям третьего года жизни будут близки стихотворения и потешки о животных, об игрушках, с которыми они уже встречались в сказках или в реальной жизни.
Например такие стихи как : А. Барто «Мишка», «Грузовик», «Бычок» и потешки : «Огуречик, огуречик» «Как у нашего кота» «Сорока белобока».
Особое развивающие воздействие оказывают упражнения с пальчиками и кистями рук. Развитие тонкой моторики пальцев предшествует появлению артикуляции слогов и способно улучшить произношение многих звуков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются также средством повышения работоспособности головного мозга. Упражнения с малышами лучше выполнять в медленном темпе, чтобы ребенок, запомнив слова потешки, сначала смог повторить все движения вслед за взрослым, а затем и самостоятельно.
заключение
В заключении выступления нам бы хотелось, чтобы изложенные нами методики и приемы сделали бы процесс разучивания стихотворных текстов быстрым и эффективным.
Спасибо за внимание!