Макунева Ляйсан Раилевна
Мелкая моторика как средство развития речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мелкая моторика, как средство развития речи у детей.»
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский (слайд1)
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память
Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста (с яслей)когда ребенок только учится держать ложку, карандаш т. д.
Педагоги, которые уделяют определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки решают одновременно несколько проблем:
- во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
-во-вторых, улучшают развитие речи детей,
-в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.
Работая в своей группе с детьми, я выявила, что мелкая моторика рук является самой главной частью в формировании развития речи у детей раннего возраста и дошкольного возраста в целом
Целью данной темы является: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики.
Объект исследования стал: процесс формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики
Предметом исследования является развитие мелкой моторики как средством формирования речи у детей раннего возраста.
Задачами для детей :
Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка
Задачами для родителей является:
Создавать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задачами для педагога является:
Анализ и сбор информации из различных источников.
Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
Создание предметно-развивающей среды.
Мониторинг
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Таким образом существует множество видов деятельности направленных на развитие мелкой моторики рук. Хотелось бы выделить те виды деятельности, которые используются в нашей группе.
Игры с пластилином. (слайд2)
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Заинтересуйте малыша и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигуры.
Мнем и отщипываем Надавливаем и размазываем Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Режем на кусочки. Лепим картинки.
Игры с бумагой
Бумагу можно: Рвать. Мять. Складывать. Разрезать ножницами.
Игры с крупой.
Прячем ручки
Пересыпаем крупу
«Разложи по тарелочкам»
«Найди игрушку»
Рисование (3 слайд)
Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте и чем угодно карандашами, мелками, красками, мелом, песком, крупой, мукой и даже льдом. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, поролона и т. д.
Игры с водой (4 слайд)
Переливание из чашечки в чашечку, игры с губкой
Достань камушек, игрушку (пинцетом)и т. д.
Массаж – один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Игры со льдом (криотерапия). (5 слайд)
«Найди одинаковые по цвету»
Замороженные кусочки льда разного цвета нужно найти одинаковые по цвету льдинки, сложить в стаканчики, отмеченные цветом
«Ледяной карандаш»
Ребенку предлагается нарисовать рисунок на заданную тему, или раскрасить готовую картинку цветным льдом
«Найди предмет»
Ребенку предлагается найти спрятанный в горсти льда предмет (фигурки животных, математические фигуры и т. д)
Игры с песком (6 слайд)
Очень хорошо в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика рук).
Погладь рукой песок.
Сделай отпечаток своей ладони.
Найди игрушку.
Дидактическая игра «Найди шарик»
Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание картины песком – увлекательный
Рисование песком, процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно и развивает мелкую моторику рук.
Цель: знакомство с качеством предметов – размером, формой.
Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например, шарик и кубик, затем просит найти один из них. Дидактическое упражнение: «Угадай, где спрятано?»
Найди игрушку.
Цель: продолжать учить детей ориентироваться на плоскости, развивать умение видеть углы и середину песочницы, повторять названия геометрических фигур и их цвет.
Материал: мелкие игрушки, пуговицы, камешки, цветные рамки.
Ход игры:
Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
Пальчиковая гимнастика
- Эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения. Она усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения.
Сенсорные игры:
«Игры – шнуровки», «Игры с прищепками».
Вспомним про наши обычные прищепки. Они не только формируют мелкую моторику, но и развивают конструктивное мышление. Такие игры хорошо развивают щипковый хват.
«Фетровые книги» (на разную тематику) где дети, растягивая, пристегивая, играя замочками различных видов, застежками развивают моторику рук.
Так же в нашей группе используется картотеки пальчиковых игр (см картотека пальчиковых игр.
Пальчиковые игры. (7 слайд)
Пальчиковые игры помогают развивать мелкую моторику рук у детей ясельного возраста. Вот несколько таких игр: «Дружные ладошки». Нужно прижать ладошки одну к другой. «Гули». Взрослые выразительно читают потешку или напевают короткую песенку, сопровождая её определёнными движениями или жестами по тексту. Дети повторяют. Это способствует развитию речи, мышления, памяти, расширяется их кругозор.
«Пальчики». Нужно сгибать пальцы в кулак в соответствии с текстом: «Большой пальчик сливы трясёт, Второй их собирает, Третий в дом несёт, Четвёртый высыпает, Самый маленький — шалун Всё, всё, всё съедает». (Сгибать пальчики по очереди, начиная с большого пальца).
«Дождик». Нужно выполнять движения пальцами в соответствии с текстом: «Дождик, дождик, поливай — Будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки, Будут вкусные ватрушки». Указательным пальцем одной руки постукивать по другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочерёдно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.
Также для развития мелкой моторики рук можно предлагать детям застёгивать и расстёгивать молнии, пуговицы, открывать коробки, брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы, нанизанные на леску, катать и передвигать шарики, нанизанные на горизонтально и вертикально расположенные стержни.
Кукольный театр (8 слайд)
Стимулирует развитие мелкой моторики. Дети учатся контролировать и выполнять изолированные движения пальцами, при необходимости синхронизировать их.
Знакомит с понятиями форма, цвет, размер.
Помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, вверх, вниз, рядом, друг за другом и т. д.).
Развивает воображение, память, мышление и внимание.
Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.
Формирует творческие способности и артистические умения.
Уже в группе раннего возраста можно начинать знакомство детей с театральной куклой. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, встреча с театральными куклами помогает им расслабиться, снять напряжение и создаёт радостную атмосферу.
На самом деле, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много.
Заключение (9 слайд)
Развитие мелкой моторики способствует развитию речи ребенка, позволяет овладеть навыками письма, рисования, ручного труда и много другого.
На самом деле, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много.
При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.