Муталимова Раиса
Интегрированное занятие «Листья по ветру летят» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие в средней группе
Тема «Листья по ветру летят»
Образовательные задачи: закреплять знания детей об осенних явлениях в природе; учить понимать поэтические образы в стихотворении; учить отгадывать загадки о приметах осени; учить изображать осень нетрадиционной формой рисования (примакивание, использовать краски двух-трех цветов для передачи колорита осени.
Развивающие задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук; память; воображение; логическое мышление.
Публикация «Интегрированное занятие „Листья по ветру летят“ в средней группе» размещена в разделах
Воспитательные задачи: воспитывать эмоционально – положительное отношение к рисованию; умению работать сообща; формировать бережное отношение к окружающей природе.
Предварительная работа: Беседы, игры, чтение стихотворений, наблюдение на прогулке, сбор букетов из листьев, рассматривание иллюстраций к теме.
Словарная работа: осень, обсыпается, лист, красуются, листопад, воет, падает, желтый, красный, оранжевый, зеленый.
Материалы к занятию
Иллюстрации с осенними пейзажем, корзинка с листьями; фонограмма – вальс, «Времена года» П. И. Чайковского, звуки природы (ветра, дождя); мольберт; раздаточное: бумага формата А5 пастельных тонов, акварель, кисти, подставки для кистей, салфетки, клеенки.
Ход занятий:
Дети заходят в зал, где расставлены иллюстрации с осенними пейзажами. Воспитатель предлагает детям прогуляться по осеннему лесу. Педагог читает отрывок стихотворения А. К. Толстого под музыкальное сопровождение («Времена года» П. И. Чайковского):
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Вопросы:
О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Вспомните, какие изменения происходят в природе с приходом осени?
Педагог обобщает высказывания детей:
С наступлением осени птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме, листочки на деревьях пожелтели, опадают и шуршат под ногами. Только сосны и елки по-прежнему стоят зеленые. Все чаще идут дожди, после дождя становится холоднее, а на дорогах долго не высыхают лужи.
Воспитатель загадывает детям загадки:
Листья желтые летят
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто…
(Листопад)
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам в окно стучать,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим милый друг!
(Дождь).
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)
Молодцы ребята, все вы хорошо знаете приметы осени.
Входит Осень. Ой, ребята, а кто это к нам в гости пришел?
Осень: Я - Осень, лету на смену иду
Осенние краски с собою несу.
Здравствуйте ребята, я волшебница осень, у меня есть волшебная палочка. С помощью моей волшебной палочки я могу листья перекрасить в разные цвета, и заставить их кружится в вальсе. А хотите и вы потанцевать со мной? Я сейчас превращу вас в осенние листочки. 1,2,3 волшебная палочка, деток в осенние листочки преврати!
Физкультминутка (фонограмма – вальс)
Мы осенние листочки (Дети стоят по кругу, держась за руки.
Мы на веточках сидели Медленно поднимают руки вверх, затем
плавно опускают.
Дунул ветер - мы цепочкой На носках быстро движутся по кругу.
Друг за другом полетели.
И на землю сели Приседают
Ветер снова набежал Встают, поднимают руки вверх.
И листочки все поднял
Повертел их, покрутил Кружатся на месте
И на землю опустил. Садятся на стулья.
Воспитатель: 1,2,3 волшебная палочка листочки в деток преврати.
Кем вы сейчас были? (Листьями).
Какими бывают осенние листочки? (Желтые, красные).
Как называется природное явление, когда листья опадают с дерева? (Листопад).
В какое время бывает листопад? (Осенью).
А какое сейчас время года? (Осень).
Молодцы, все верно.
Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру: «Вопрос-ответ». (на который нужно ответить да или нет)
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Холодный ветер прилетает?
Тучи по небу плывут?
А птицы гнезда вьют?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень ярко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель хвалит детей за знание примет осени.
Воспитатель: Осень, а ты знаешь, не только ты умеешь раскрашивать на деревьях листья в разные цвета, но и наши ребята умеют красиво рисовать листья разных цветов.
Воспитатель: но сначала давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Листья падают в саду
Я граблями их смету.
(Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены тоже направлены на себя)
Ребята к сожаленью осени пора идти, потому что ей надо обойти все владения и проверить, везде ли листья на деревьях раскрашены. А мы нарисуем для осени настоящий листопад, потом подарим наши листочки ей, чтобы она любовалась ими. Давайте ребята, попрощаемся с осенью и проводим её яркими красками и вместе с вами нарисуем осенний листопад.
Примакивание - это такой способ рисования красками. Берем кисточку, набираем на неё краску (лучше гуашь) необходимого цвета и плашмя прикладываем к бумаге. Красивый эффект получается, когда макаешь кисточку в один цвет, затем в другой и ставишь отпечаток. Получаются листочки с переливами.
Для начала нарисуйте ствол и ветки, потом нарисуйте разноцветные листочки.
Воспитатель показывает на мольберте. Обращает внимание на то, как много разноцветных листьев, уточняет их расположение и предлагает нарисовать такие же листья.
В процессе занятия проводит индивидуальный показ приемов изображения, побуждает красиво располагать разные по цвету листья, заполнять всю поверхность листа бумаги.
Во время анализа выкладывает все работы на стол. Предлагает полюбоваться, какие красивый осенний листопад получился. За вашу доброту, осень вам в подарок оставила угощения; полную корзину груш.
Воспитатель:
О каком времени года мы с вами сегодня говорили?
Что вы рисовали?
Как называется явление, когда опадают листья?