надюшка галкина
«Корзина с цветами». Конспект занятия по ручному труду
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить и закрепить знания детей о традиционных русских ремеслах. Продолжать знакомить детей с веревочным плетением. Отметить оригинальность, красоту данного вида ремесла. Учить создавать изделие по схеме. Закрепить умение работать иглой, создавая цветы из лент для украшения корзин. Выполнять шов «вперед иголку». Формировать умение планировать этапы работы, соблюдать последовательную цепочку действий. Развивать речевую активность, умение давать развернутые ответы на вопросы. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук. Совершенствовать зрительно-двигательную координацию. Развивать внимание, эстетический вкус. Воспитывать аккуратность и усидчивость.
Публикация «„Корзина с цветами“, Конспект занятия по ручному труду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Корзина. Поделки, мастер-классы
- Корзинка. Конструирование
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Словарь: корзина, плетение, рукоделие, ремесло.
Материал: изделия и иллюстрации изделий из лозы, соломки, веревки, газетных трубочек; презентация «Традиционные русские ремесла»; магнитная доска, фишки для оценки команд; пяльцы, веревка бельевая; ленточки и катушки разных цветов, иголки в игольницах.
Ход мероприятия:
I. Ребята, сегодня мы снова собрались в нашей «Академии рукоделия». А поговорим мы с вами о традиционных русских ремеслах. Но мы не просто будем о них говорить, а станем соревноваться в знаниях и умениях. Поэтому мы разделимся на две команды: команда мальчиков и команда девочек. Придумайте названия своим командам и выберите капитанов. (Команды «Мастера» и «Мастерицы»). Ваши успехи будут оценивать наши гости – они станут членами жюри.
Итак, давайте вспомним, какие традиционные русские ремесла мы с вами знаем и дадим краткую характеристику каждому из них.
(На экране появляется презентация ремесел, а дети по очереди дают характеристику каждому ремеслу)
Кузнечное дело Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).
Гончарное ремесло
Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.
Обработка дерева
Искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик
Художественная роспись
Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи.
Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне.
Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) - декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, выполненные яркими красками на черном фоне.
Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише.
Палехская миниатюра– так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. (по названию райцентра в Ивановской области)
Хохлома - это ручная роспись по дереву.
Ремесло в Туле
В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. В Туле даже есть музей самоваров.
Матрешка считается главным русским сувениром. Это деревянная расписная кукла, внутри которой куклы мал-мала меньше.
Плетение, как ремесло имеет долгую историю и возникло оно раньше, чем металло- и дерево- обработка, что обусловлено большим количеством природного материала и отсутствием орудий производства. Оно уходит своими корнями к эпохе каменного века.
(ОЦЕНКА ЖЮРИ)
II. А теперь мы поговорим подробнее об одном из ремесел.
Ребенок читает стихотворение
О плетении Любовь Трушина
Один плетёт из лыка лапти,
Другой переплетает книги,
А третий, ради чьей-то власти
Плетёт дворцовые интриги.
Плетут венки, чтоб в реку бросить,
В том заключается гаданье.
Плетётся скатерть или платье,
Или на шею украшенье.
Плетёт паук и днём и ночью
Для новой жертвы паутины.
Ну, а для ягод и грибочков
Плетут различные корзины.
С помощью плетения строились стены домов для жилья и хозяйства, изготавливали циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты. Для плетения использовали ветви деревьев и кустарников, особенно ивы, а также корни и другие материалы. Основным видом плетёных изделий были корзины, разнообразные по форме и назначению.
Наиболее крупные центры плетения из ивовой лозы были сосредоточены в бывшей Московской губернии и Звенигородском уезде. Позже в плетении стали использовать и другие материалы.
Давайте рассмотрим предметы на столе. Как вы думаете, к какому ремеслу относятся эти предметы? Правильно, - к плетению.
- А чем они отличаются? (Материалом, из которого выполнены)
-Посмотрите внимательно, подумайте и скажите, - изделия из какого материала появились раньше, а из какого – позже? (лоза –солома – веревка (нить) – газета)
(ОЦЕНКА ЖЮРИ)
III Игра – соревнование «Разложи иллюстрации по посылкам»
Ребята, нам нужно отправить иллюстрации для показа малышам разных групп. В одну группу – изделий из лозы, в другую – из соломы, в третью – из веревок и нитей, в четвертую – из газет. Но сортировать посылки будем командами : первая команда – из веревок и газетных трубочек, вторая – из лозы и соломы.
(ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ, ЖЮРИ – ОЦЕНИВАЕТ)
IV. Ну, а теперь пришла пора заняться делом, детвора! А какое дело нас ждет, мы поймем, отгадав загадку.
Загадка про Корзину Сергей Кашлев
Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.
С ней можно по грибы ходить,
А можно ягоды собрать,
Её нетяжело носить,
И очень запросто сломать!
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как её зовут? /ответ детей/
Корзины имеют самое разнообразное назначение. Особенно трудно представить жизнь без корзин на селе, например, при сборе урожая и хранении продуктов. Но в последнее время стало модным украшать комнату, делать декоративные корзиночки и дарить их близким.
Вот и мы с вами сделаем такие корзиночки. Наши корзиночки будут не пустыми, а мы наполним их цветами. И снова мы разделимся на команды. Мальчики будут плести корзины из бельевой веревки простым плетением. Это плетение нам знакомо, но напоминать порядок плетения будет вот эта схема. (Выставляется схема простого плетения)
А девочки изготовят цветы из ленточек разного цвета, прошивая их швом «вперед иголка». Обратите внимание на то, что цвет нитки должен быть в тон цвета ленты. Мальчики, напомните девочкам правила обращения с иглой и ножницами.
Первым делом нужно знать –
В РОТ ИГЛУ НЕ ВЗДУМАЙ БРАТЬ,
Глаз с иголки не спускай.
И в одежду не втыкай.
Не бросай ее нигде,
А иначе быть беде.
Помни: иглы и булавки не валяются на лавке.
Поработал – не забудь их в игольницу воткнуть
Хоть сегодня я спешу, но про ножницы скажу –
Очень важно всем понять, как их нужно подавать.
Не острыми конечками, а вперед колечками
Влево – вправо не маши, а в пенал их уложи,
Не пугаю я напрасно, ножницы – предмет опасный.
Нужно правила всем знать, аккуратно соблюдать.
И получим ты и я наслажденье от труда.
Девочкам тоже поможет схема последовательности работы. А теперь приступаем к рукоделию. Ну, а наше жюри оценит результат нашего труда.
(ДЕТИ РАБОТАЮТ, ВОСПИТАТЕЛЬ ПОМОГАЕТ,
СЛЕДИТ ЗА ТЕХНИКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)
(В ходе труда возможно использование динамической паузы)
Динамическая пауза.
Все движения разминки
Повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте Прыжки
Эй! Руками машем вместе. Движения «ножницы» руками
Э-хе-хе! Прогнули спинки, Наклоны вперёд, руки на поясе, спину прогнуть
Посмотрели на картинки. Нагнувшись, голову поднять как можно выше
Э-ге-ге! Нагнулись ниже. Глубокий наклон вперёд, руки на поясе
Наклонились к полу ближе. Дотронуться руками до пола
Э-э-э! какой же ты лентяй! Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем
Потянись, но не зевай Руками потянуться вверх, поднявшись на носочки
Повернись на месте ловко. Покружиться
В этом нам нужна сноровка
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
ВОСПИТАТЕЛЬ -Мы на славу потрудились
И корзинки получились!
Вот подарок, посмотри
Членам нашего жюри!
(ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СОРЕВНОВАНИЯ ЧЛЕНАМИ ЖЮРИ)