Марина Король
Конструктивно-строительные игры дошкольников
План.
1. Особенности конструктивно-строительных игр дошкольников.
2. Обучение детей конструктивной деятельности.
3. Характеристика конструктивно-строительных материалов
4. Руководство конструктивно-строительными играми детейдошкольного возраста.
1. Особенности конструктивно-строительных игрдошкольников
Публикация «Конструктивно-строительные игры дошкольников» размещена в разделах
В истории педагогики конструктивно-строительные игры описаныдостаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста : система Ф. Фребеля,• «Вальдорфская педагогика», система К. КШлегера.
Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольнойпедагогике (В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова).
Конструктивно-строительные игры относятся к ведущему классу игрдетей дошкольного возраста – самодеятельным, творческим играм (С. Л. Новоселова, В. В. Зворыгина, Л. А. Парамонова).
Особенности:
- проявление детьми активности, которая носит инициативный,творческий характер;
- замещение одних предметов другими;
- косвенное участие взрослых в их подготовке и проведении;
- в основе конструктивные умения и способности детей;
- содержанием этих игр являются впечатления детей об окружающемпредметном мире;
- это деятельность, направленная на получение определенного, заранеезадуманного результата, продукта, соответствующего его функциональному назначению;
- деятельность, максимально приближенная к созидательнойпродуктивной человеческой деятельности;
- важное значение имеет деятельность рук, связанная с активнойработой сознания;
- имеет место «движение в пространстве» (Е. А. Флерина) того, кто строит и создание из частей целого;
- специфика в использовании материалов (строительные, природные,конструкторы, бумага и др.);
- связь с другими видами игр.
Значение:
- развитие мышления, пространственного воображения, креативности.
1. Обучение детей конструктивной деятельности.
В дошкольной педагогике разработана методика формирования у детей конструктивных умений (Е. А. Флерина, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова).
В процессе обучения дети овладевают умением целенаправленнорассматривать предметы, самостоятельно анализировать их, находить путирешения задач (А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков, А. В. Запорожец,Л. И. Божович, А. А. Люблинская, Л. А. Венгер и др.) У них формируютсяобобщенные способы анализа, сравнения, соотнесения, умение использоватьзнания в новых условиях и планировать деятельность (Л. А. Парамонова,А. М. Давидчук, Н. И. Непомнящая, Г. В. Урадовских и др.)
Виды конструирования :
конструирование по образцу;
конструирование по собственному замыслу;
конструирование по модели (А. Р. Лурия);
конструирование по условиям.
2. Характеристика конструктивно-строительных материалов.
Различаются следующие виды строительного материала:
-специально созданный (напольный, настольный строительный материал, конструкторы);
- природный (песок, снег, глина, камни);
- подсобный, или бросовый (доски, ящики, коробки и др.).
3. Руководство конструктивно-строительными играми дошкольников
В процессе руководства этим видом игр должна решиться, преждевсего, задача обогащения представлений детей наблюдением построек вжизненных условиях.
Много дает ознакомление со строительством в реальной жизни.
Важно также ознакомление детей с основными формамиконструктивно-строительных деталей (кубиками, брусками, кирпичиками,пластинами, призмами, цилиндром).
Следует показать ребятам способы соединения деталей, замены одной формы детали с помощью других.
Значение:
- развитие конструктивных способностей дошкольников. Е. И. Флеринав своих исследованиях выделяет три этапа развития конструктивныхспособностей дошкольников;
- воспитание положительных взаимоотношений, организаторскихспособностей, воспитания морально-волевых качеств детей;
- воспитание у детей активности, находчивости.
Условия:
- наличие места для развития конструктивно-строительных игр;
- наличие строительных наборов, конструкторов, дополнительных ииллюстрированных материалов;
- хранение материалов в специальных нишах, ящиках или в шкафах с отделениями по каждой группе деталей, в ящиках на роликах;
- наличие в уголках мелких игрушек из ткани, резины, металла, полиэтилена, дерева;
-наличие альбомов с фотографиями интересных в архитектурном планеобъектов родного поселка, города, столицы, замков, мостов. Здесь же могутбыть зарисовки образцов сооружений, построенных воспитателем и детьми;
- возможность сохранения построек в течение нескольких дней с целью дальнейшего их усовершенствования.