Карина Карцева
Роль музыкального руководителя ДОУ в формировании начальных ключевых компетентностей у детей раннего возраста в условиях ГКП
▼ Скачать + Заказать документы
Тема выступления: «РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ В ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ»
В рамках компетентностного подхода приоритетной целью каждой возрастной ступени дошкольного периода становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самопознанию, самовосприятию, самоизменению и саморазвитию. И чем раньше начнётся это развитие под профессиональным взглядом, тем более качественно будут формироваться начальные ключевые компетентности ребенка, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, его инициативности и любознательности, эмоционального благополучия, открытости к окружающему миру.
Публикация «Роль музыкального руководителя ДОУ в формировании начальных ключевых компетентностей у детей раннего возраста в условиях ГКП» размещена в разделах
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Процесс перехода ребенка из семьи в детском учреждении сложен для самого малыша и для его родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно новым условиям, чем те, в которых он пребывал в семье. А это совсем не просто. Ранее сформулированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованием. Возникает необходимость преодоления психологических преград, как у детей, так и у их родителей. Родители детей очень разные по образованию, благосостоянию, взглядам на развитие детей. Но их объединяет одно – они хотят, чтобы их ребенок чувствовал себя в дошкольном учреждении уверенно и комфортно, был счастлив и успешно развивался. Поэтому еще до поступления малыша в дошкольное учреждение, мы всегда старались устанавливать контакт с семьей и их ребенком, которые предположительно, будут поступать в наш детский сад и с этой целью проводились социологический опрос и анкетирование. В результате была определена необходимость функционирования в дошкольном учреждении адаптационной группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста, которая ещё решала бы задачи педагогического просвещения родителей.
Наше муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г. Южи, стал первым детским садом в Южском районе, который внедрил вариативную форму дошкольного образования - с марта 2010 года была открыта адаптационная группа кратковременного пребывания детей, не посещающих ДОУ. Группу посещали 10 ребятишек с 1,5 лет до 2,5 лет пять дней в неделю по 2 часа в день.
Основные задачи, которые решала наша адаптационная группа:
-помощь в адаптации к условиям ДОУ детям раннего возраста,
-обеспечение ранней социализации детей,
-формирование умений общения со сверстниками,
-забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка,
-консультативная помощь специалистов ДОУ (медицинской сестры, педагога-психолога, музыкального руководителя, логопеда);
-установление контактов с родителями, педагогическое просвещение.
Администрацией детского сада была проделана большая предварительная работа перед тем, как открыть группу:
- были изучены запросы семей, дети которых были зарегистрированы в «Книге учёта будущих воспитанников ДОУ»;
-разработан пакет необходимых документов для открытия и функционирования группы кратковременного пребывания: положение о группе, договор с родителями, должностные инструкции, планы работы, приказ об открытии группы и т. д. ;
-проводилась экспертиза материально-технических, программно-методических, кадровых условий;
- была организована подготовка воспитателя и специалистов для работы в группе.
В адаптационной группе кратковременного пребывания кроме педагога дополнительного образования с малышами занимались:
педагог-психолог – выявляет уровень нервно-психического развития детей, проводит упражнения на развитие сенсорных способностей, на развитие психомоторики и познавательной активности;
учитель-логопед - проводит логопедическое обследование детей, мимические и артикуляционные упражнения, упражнения для развития просодической организации речи; развивает общую и мелкую моторику;
музыкальный руководитель – развивает физиологический и фонематический слух, проводит занятия по совершенствованию двигательной активности детей, способствует развитию у малышей эмоционально-положительных эмоций в период адаптации;
медицинская сестра – оказывает медицинское сопровождение малышам, проводит профилактические оздоровительные мероприятия.
Специалисты занимались не только с детьми, но и с их родителями: проводили родительские собрания, практические занятия, обучающие семинары, анкетирование, давали индивидуальные консультации, а также издавались информационные брошюры и памятки для родителей.
Работа по адаптации проводилась с учётом компетентностного подхода, что способствовало формированию начальных ключевых компетентностей малышей.
Занятия музыкой способствуют созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка, что особенно важно в связи с проблемой адаптации детей к условиям ДОУ.
Моя работа в адаптационной группе проводилась 3 раза в неделю – это групповые занятия, подгрупповые и индивидуальная работа, по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей под контролем музыкального руководителя.
Решая главную цель - развитие у малышей эмоционально-положительных эмоций в период адаптации при активном вовлечении родителей в процесс музыкального развития детей, я стремилась создавать и определенные педагогические условия для становления и развития ключевых компетентностей и подбирать определённые формы организации работы с детьми. Был составлен план, определены задачи, методы, приёмы работы, подобран музыкальный репертуар. В тоже время нужно было решить проблему формирования ключевых компетентностей в условиях группы кратковременного пребывания - за небольшой период времени найти наиболее максимальные способы педагогического взаимодействия. Была разработана методика по использованию произведений устного народного творчества, в частности материнского фольклора, с целью облегчения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению: подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей; составлена картотека колыбельных песен, поэзии пестования для всех режимных моментов; подготовлены памятки для родителей («Колыбельная песня в жизни малыша», подборка попевок и потешек и др.); оформлена папка-передвижка «Наши пальчики играли.» с фольклорными произведениями, сопровождающими игры с пальчиками; подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями; проведены мастер-классы и обучающие семинары для родителей по данной теме.
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Поэзия пестования - удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Самым маленьким адресованы пестушки, детям чуть постарше - потешки. Прибаутки предназначены детям, которые уже могут не только понять обращение, но и ответить на него. Пестушки, потешки, прибаутки, как и колыбельные песни, содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей, что стало одним из условий формирования социальной, коммуникативной и деятельностной компетентностей.
В период адаптации важно сохранить не только физическое здоровье ребенка, но важнее сохранить психологическое благополучие, что является одной из составляющих здоровьесберегающей компетентности. Пестушки предназначены для развлечения и забавы ребенка, поддержания в часы бодрствования радостных эмоций для воспитания здорового, жизнерадостного и любознательного человека, а фольклор оказывает психофизическое воздействие на ребенка: вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, учит преодолевать страх.
Формированию социальной компетентности также содействовали произведения устного народного творчества, которые способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между педагогами и детьми. Одновременно идет становление информационной компетентности : малыши проявляют интерес к колыбельным песням, попевкам, потешкам, они помогают «разговорить» детей, положительно влияют на эмоциональное самочувствие, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
При взаимодействии специалистов ДОУ и воспитателя адаптационной группы были выявлены дети с трудностями адаптации к условиям детского сада. Именно музыкальная деятельность способствовала установлению доверительных отношений, а впоследствии и к совместным действиям. Весёлые игровые песенки, упражнения под музыку, песенки-потешки увлекают малыша и снимают проблемы адаптации. Мы использовали интерес малышей к музыкально-шумовым инструментам (погремушки, бубны, свистульки, трещотки, ложки, шумовые игрушки-самоделки и др.) и их попытки осваивать различные способы звукоизвлечения.
Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша.
В результате работы нашей адаптационной группы кратковременного пребывания дети стали проявлять интерес к сверстникам, взрослым, научились действовать с предметами, игрушками (могут пожалеть, накормить, убаюкать, подражают речи взрослого, звукам животных, использует речь при выражении желаний и чувств, откликаются на вопросы и предложения взрослого, проявляют признаки интереса, любопытства, охотно выполняют движения имитационного характера, активно участвуют в подвижных играх, исследуют всё подряд, активно показывают расположение знакомому человеку, легко переносят расставание с родителями, что подтверждает 100% результат легкой степени адаптации детей к условиям детского сада и сформированность начальных ключевых компетентностей у детей раннего возраста.
Список литературы:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ.
Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004
2. Гоношенко Н. И., Мещерякова С. Ю. Приобщение детей к
художественно- эстетической деятельности. Первые шаги 2006 г.
3. Давыдова О. И., МайерА. А. Аадаптационные группы в ДОУ.
Москва, 2006г.
4. Дзержинская Н. Л. «Музыкальное воспитание младших
Дошкольников». М Просвещение 1985г СПб., 2002г.
5. Иванова Н. И. Социальная адаптация малышей в ДОУ, торческий
центр Сфепаю-Москва 2011г.
6. Микляева Н. В. группы кратковременного пребывания М. 2009г.
7. Смирнова, Мещерякова, Галигузова: «Первые шаги» программа
воспитания и развития детей раннего возраста – Издательство :
Мозаика-Синтез, 2008г.
8. Шумарина А. П., Кузьмин С. В., Пчелинцева Е. В. Компетентностный
подход к организации мониторинга качества образования.
Департамент образования Ивановской области, 2008г.