Приложение МААМ

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кочевий предков древняя тропа»

Иванова Альбина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кочевий предков древняя тропа»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Хохорский детский сад»

Познание. Ознакомление с окружающим миром

Тема: Кочевий предков древняя тропа

Воспитатель: Иванова Альбина Ясабиевна

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, музыка.

Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о культуре и традициях бурятского народа.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Кочевий предков древняя тропа“» размещена в разделах

Образовательные. 1)Продолжать знакомить с малой Родиной – село Хохорск. («старинное предание»)

2) Формировать элементарные представления об истории бурятского народа, через реконструкцию образа жизни людей разных времё н: «встреча гостей», «приношении пищи богам» (обычаи, традиции)

3)Дать представление о жилище бурят-юрта (очаг)

4) Обогащать речь детей словами, обозначающими взаимоотношения людей («Сайн байна»(здравствуйте, «Эжы, Аба айшад ерэбэ» (мама, папа, гости идут, «Ёохор хатархамнай гу?» (будем ёохор танцевать).

Развивающие: Развивать творческие способности, воображение воспитанников.

Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой Родине (социализация). Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Материалы и оборудование: Музыка («Тоонто нютаг» сл. Г. Чимитова

, муз. А. Андреева, лай собаки (фонограмма), пища (мясная и молочная, косточки (для игры, подарки для хозяев (бээлэй (варежки, гутал (унты, уужа (безрукавка, юрта, веник, котёл, огонь.

Предварительная работа : Была проведена работа по теме «Культура и быт бурят», «Семья», «Еда», «одежда». Заучивание благопожеланий, стихотворений, песен и ёохоров. Совместно с родителями готовили национальные костюмы. Посещение школьного музея МБОУ «Хохорская СОШ».

Организационный момент: (Дети входят в групповую комнату, становятся полукругом у центральной стены). Звучит спокойная музыка (мелодия песни «Тоонто нютаг»)

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в детский сад приехали гости, поприветствуем их.

Дети (хором) : Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, лёгкий ветерок!

Здравствуй, маленький лужок!

Мы живём в краю родном

Мы вас всех приветствуем!

Сайн байна! (Здравствуйте)

Непосредственно образовательная деятельность:

Входит «кукла Аюна», здоровается с детьми: Сайн байна! (Здравствуйте)

-Ребята, я Аюна. Меня пригласила Альбина Ясабиевна, она приготовила для нас сюрприз. Пойдёмте! (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Настроение у вас хорошее (ответы детей)

Улыбнитесь друг другу!

(Презентация.)

Воспитатель: Ухибууд, манай нютаг хайшан гэжэ нэрэтэйб? (Как называется наше село) (На экране демонстрация нашей деревни).

Дети: Наше село называется Хохорск. (Дети поют песню про Хохорск.) Хада дээгуур ябахадамни

Хохорско нютагни hайхан даа

Хоньшорлод зугаалаад ябахадамни

Хани нухэрнууд hайхан даа.

Воспитатель: А сейчас послушаем Алину, она нам расскажет старинное предание, которое передаётся из поколения в поколение

Много - много лет назад по берегам реки Иды поселились Буряты.

Богата была земля наша. В те далекие времена на месте нашего Хохорска не было людей, место это было пустое, заросшее.

Первым кто много лет назад пришёл сюда был человек по имени Дархи.

Он на охоте потерял один глаз стал плохо видеть, поэтому получил прозвище «hохор». Что значит слепой. У него была жена Бэлен, по русски Елена, было у них 8 сыновей, которые впоследствии образовали 8 родов. И так наше село начало расти, всё больше юрт стали ставить.

-А вы знаете что такое юрта?

Дети: юрта-это дом, жилище….

Воспитатель: Теперь послушаем Неллю. (слайд юрты различные)

Нелля. Раньше Буряты вели кочевой образ жизни, поэтому жили в войлочных юртах, чтоб легко было разбирать, собирать.

Потом же начали строить деревянные юрты. Крышу покрывали дёрном, сверху оставляли отверстие, чтобы выходил дым.

Кукла Аюна: -Как интересно!

Воспитатель: Ребята, закройте глазки, представьте, что вы живёте в юрте.

(Дети закрывают глаза, звучит спокойная мелодия «тоонто нютаг» 30 секунд).

Воспитатель: -Откройте глаза, что вы увидели? (Высказывания детей).

Воспитатель: -Ребята, а вы бы хотели увидеть как люди жили в юртах.

Дети: Да!

Кукла Аюна: Для этого нам надо спеть песню или станцевать.

Воспитатель: Осоёо хатарая! (Дети встают в круг, исполняют ёохор «Осоо»)

Сценка: Хозяйка накрывает стол. Дочь подметает полы. Слышится лай собаки (фонограмма).

Алина:»-Эжы, Аба айшад эрэбэ!» (Мама, папа гости идут)

Хозяева здороваются, приглашают гостей в юрту, рассаживают.

–Айшад орогты, hуугты. Гости говорят-«Сайн-байна!» (проходят к юрте и садятся, вокруг стола полукругом.)

Алина с детьми (подружками) идут играть в косточки

Вася: (бросает мясо в огонь.) В старину был обычай, в огонь бросали мясо, чтоб задобрить богов. (достаёт мясо-бухлёр, ставит на стол)

Вася:- Мяхан бухлёор эдеэгты. (Угощайтесь мясом). Наиболее сытным и лучшим по вкусу мясом считалась конина, затем шла баранина. Для разнообразия ели звериное мясо или дичь.

Благопожелания Васи: Гаража ерэhэн энэ шэнэ жэлдэ газар дайдамнай урэжэлтэй байг, хонин тоолэй сагаан едеэн дэлгэрэг лэ. (Пусть мясо и белая пища будет всегда на столе.)

Аня:– Ама хурэгты, эдэгты.? (Хозяйка угощает едой). Из молока готовили тараг (кефир, урмэ (пенки, зоохэй (саламат, хурууд (домашний сыр, ээзгэй (творог, аарса (молочный напиток).

Ксюша: О, бурятское гостеприимство. Гостей приветливо здесь потчуют

Буряты буузы любят очень о них слагаются стихи.

Неля: Сагаан едеэн угтан баридаг Сагаан hараар сарюун

hайхан сагаан hараар Сагаан hарамнай сахилзан ерээ.

Юля: Убэл хабар хоерой улхоон дээрэ мундэлhэн урмэ, зоохэй, тарагаар

унэн баян сагаалган

Вася. Зай, хэлэгты даа, ямар танда hонин бииб? (Расскажите какие у вас новости)

(Дети показывают варежки, унты, шубу и проговаривают слова)

Маша: Би дулаан бээлэй оёоб!шамда бэлэг угэнэб. (Я связала теплые варежки и дарю)

Неля: Би зузаан гутал оёоб! Танда бэлэг угэнэб. (Я сшила теплые унты и дарю их Вам.)

Аюр: Би арhаар уужа оёоб!танда бэлэг угэнэб. (Я из шкуры сшил безрукавку и дарю их Вам.)

Аюр: Бурятский народ –это звонкие песни и задорные танцы, рука в руке, кругом, друг за другом, в едином порыве. Это яркие шелка чистых цветов и сверкание серебра. Прекрасна и богата наша земля – люби свой народ и свою землю (Наказ предков.)

Алина: -Ёхор хатархамнай гу? (Пошлите танцевать.)

Дети: –Хатараяа! (Пойдем) «Андалданай хатар».

(Гости и хозяева обмениваются благопожеланиями.)

Маша: -Гэртээ ябаха сагнай ерэбэ. Баяртай. (Пора возвращаться домой. До свидания)

Кукла Аюна. -А как же нам вернуться в детский сад? (Ответы детей)

-надо станцевать ёохор! (Дети танцуют второй куплет ёохора-Осоо)

Воспитатель: -Ухибууд, Хаана бидэ байгаабди? (Где мы побывали (ответы детей)

Воспитатель: -Юрта соо hууха hанаатайт? (Хотели бы вы жить в юрте) (ответы детей.)

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы увидели, как жили в старину. Познакомились с бурятским обрядом «Встреча гостей» и «Подношение пищи богам».

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «От зёрнышка к хлебушку»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «От зёрнышка к хлебушку» Цель: Формирование представления детей о хлебе, об истории возникновения хлеба. Образовательные задачи: -Дать детям понятие, что хлеб является.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные» Орг. момент Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «От колоска до каравая» Воспитатель: Качкаева Т. А. Старшая группа Ноябрь 2017г. «От КОЛОСКА до каравая». Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба, расширить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Знакомый лес» Тема занятия: «Знакомый лес» Программные задачи: организовывать использование и дополнение знаний о лесе, его обитателях. Цели: Формирование.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Задачи: - развивать умение устанавливать причинно-следственные.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, игровая, трудовая. Демонстрационный материал: карточки с изображением.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Прогулка по Африке» .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Производство молока» «Производство молока» Задачи: Расширять представления о профессиях при производстве молока, молочных продуктов. Познакомить детей с производством.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Домашние животные»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Домашние животные» Цель: уточнить знания о домашних животных, побуждать детей отвечать на вопросы, экспериментировать, делать выводы, активизировать речь по.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебная соль» Ребята, когда я шла в детский сад, у порога нашей группы увидела посылку вместе с флешкой. Она наверно адресована нам. Давайте посмотрим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кочевий предков древняя тропа»
Опубликовано: 23 января 2018 в 13:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кочевий предков древняя тропа»» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Альбина (УИ 1438087) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД