Виктория Куприенко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Знакомый лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Знакомый лес»
Программные задачи: организовывать использование и дополнение знаний о лесе, его обитателях.
Цели:
Формирование умений : выявлять суть учебной задачи и пути ее решения, круг необходимых сведений, выбирать признак классификации, читать и создавать символьные рисунки, передавать характерные действия, повадки животных средствами пантомимы. Развитие речи, зрительного восприятия, долговременной памяти, логического мышления, внимания.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Знакомый лес“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Учебная задача: царь леса Берендей поручает Ослику передать приглашение на праздник животным леса.
Цель работы детей на занятии : использовать свои знания о животных леса для того, чтобы помочь Ослику выполнить задание Берендея.
Оборудование и материалы: изображение осеннего и весеннего леса, лесных животных; персонаж – Ослик.
Предварительная работа.
Читаем. В. Зотов «Лесная мозаика», Н. Сладков «В лесу», Ю. Дмитриев «Если посмотреть вокруг» и др.
Ход занятия
На «волшебном экране» появляется изображение весеннего леса.
П е д а г о г. Смотрите, ребята, мне кажется, это тот самый лес, в котором мы были осенью? Что здесь изменилось?
Дидактическая игра «Что изменилось?» Каждая пара детей или микрогруппа (4-5 человек) получает два аналогичных рисунка. На одном изображен лес осенью, на другой – тот же лес весной. Детям нужно внимательно рассмотреть рисунки, найти и охарактеризовать отличия. Работу можно проводить в режиме соревнования между парами (микрогруппами). Победителем признается команда, нашедшая больше отличий и правильно рассказавшая о них.
Составление сравнительного рассказа описания. На основе рассмотренных отличий дети составляют рассказ о том, каким был лес осенью и каким стал весной, какие изменения произошли с растениями, животными. Составляя рассказ, постараемся вспомнить и уточнить названия деревьев, кустарников и трав леса, названия птиц и зверей, других обитателей леса.
На экране появляется Ослик. Он приветствует детей и рассказывает им о том, что познакомился с самим Берендеем – царем леса.
Царь Берендей, узнав, что Ослик-путешественник держит путь через его владения, попросил передать приглашения на лесной карнавал всем животным – обитателям лесов.
Обсудим с детьми, что нужно знать Ослику, чтобы выполнить задание Берендея.
Дидактическая игра «Раздели на группы». Выясним, на какие группы нужно разделить карточки с изображением животных, чтобы помочь Ослику.
1. Прежде все необходимо выбрать обитателей лесов.
2. Затем выделим хищников, всеядных и травоядных. Посоветуем Ослику опасаться хищников и отправить им приглашение по почте.
3. Вспомните о ярусах леса, лесных «верхолазах» - им также придется отправить приглашение почтой.
4. Выясним, в какое время суток активны разные животные: к тем, кто спит днем,
нужно отправляться ночью или также переслать письмо по почте.
Для названия каждой группы животных придумаем символьные обозначения.
Разминка «Загадки-пантомимы». Дети делятся на 3-4 команды по 4-5 человек. Каждая команда получает задание изобразить кого-либо из обитателей леса. Команды по очереди показывают и отгадывают вместе с Осликом: «Лиса хитрая, крадется, оглядывается, принюхивается, следы хвостом заметает», «Зайка трусливый, попрыгает и остановится – прислушивается, не идет ли кто-нибудь. Чтобы не нашла его лиса, путает зайка следы, петляет»
Дидактическая игра «Внимание, хищник!» На экране появляется изображение различных животных. Детям нужно подавать Ослику заранее оговоренный сигнал: если встретиться хищник, нужно спрятаться – ребята закрывают лицо ладонями; «верхолаз» - поднять голову вверх; ночное животное – склонить голову на сложенные ладони; всех остальных животных (с которыми Ослик может встретиться и лично передать приглашение) будем встречать хлопком в ладоши.
В ходе игры дети столкнуться с вопросом – как реагировать на появление животного, которое можно отнести сразу к двум и даже трем выделенным нами группам. Договориться о том, что нужно будет воспроизвести все подходящие для данного обитателя леса сигналы.
Ослик называет появляющееся на экране животное. Детям нужно быть внимательными и при необходимости поправлять Ослика.
Итог занятия. Ослик благодарит детей за то, что они познакомили с обитателями леса, и просит помочь нарисовать приглашения и адреса на конвертах.
Последующая работа
На занятии по изодеятельности дети раскрасят и дополнят заготовки приглашений. На конвертах «подписываются адреса» - выполняются символьные рисунки. Например: «адрес» белки – сосна с дуплом, на ветках нанизаны грибы, орехи; зайца – кустик; медведя – берлога; бобра – хатка на реке и т. д.
На основе результатов проводимой на занятии игры «Раздели на группы» в свободное время дети могут оставить задания для игр «Пятый – лишний» и «Пересекающиеся круги».
Используя символьные обозначения групп животных, дети могут составить загадки, в которых совокупность признаков задается символьными рисунками. Например, для описания волка могут быть использованы карточки, обозначающие такие понятия : «хищник», «активен ночью», «серый», «живет в логове».
Царь Берендей присылает детям, педагогу и Ослику приглашения на Лесной карнавал. Он благодарит их за помощь в отправке приглашений животным леса.