Елена Бабарико
Образовательная ситуация «Ярмарка расписных игрушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход образовательной ситуации
Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность
детей Условия/задачи
Введение в ситуацию
Звучит русская народная песня «Ярмарка».
Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда!
Всех на ярмарку приглашаю,
Веселья и покупок желаю!
Выставка иллюстраций народных игрушек (дымковская, богородская, городецкая, каргапольская)
Публикация «Образовательная ситуация „Ярмарка расписных игрушек“» размещена в разделах
На мальберте расположены шаблоны с изображением филимоновских игрушек - Кто знает, что такое ярмарка? (веселье, показ товаров, продают и покупают предметы посуды, продукты, одежду)
- Ребята, хотите побывать на ярмарке?
- Ребята, приглашаю вас на ярмарку народной игрушки.
- Что мы видим?
(народные глиняные игрушки, они расписаны необычными узорами)
- Полюбуйтесь, какие они красивые (дети рассматривают игрушки).
-Дети, вы слышите, здесь кто-то плачет.
- Как вы думайте, кто это?
- Это игрушки без росписи. Они жалуются, что не могут попасть на ярмарку.
- Это игрушки других мастеров – ФИЛИМОНОВСКИХ. Мастера не успели их расписать.
- Поможем филимоновским игрушкам попасть на ярмарку?
- Сможете? Дети заходят в группу, встают в круг
Дети отвечают на вопросы.
Дети рассматривают народные игрушки
Дети отвечают на вопросы.
Дети обращают внимание на
шаблоны с изображением филимоновских игрушек Создать условия для :
- мотивировать детей на включение в деятельность;
- стимулирования речевой активности;
- сознанного принятия детьми «детской» цели
Актуализация знаний и умений
- Давайте вспомним, какие игрушки представлены на ярмарке?
- Чем они отличаются друг от друга?
Дети высказывают свои ответы об элементах росписи дымковской, богородской, городецкой, каргапольской игрушек
Создать условия для:
- актуализации знаний о росписях народных игрушках
- выражения детьми своего мнения
Затруднение в ситуации
Обращаю внимание на мольберт с изображением филимоновских игрушек - Посмотрите, какие филимоновские игрушки не попали на ярмарку?
- Мы можем их расписать?
- Почему не сможем?
- А мы знаем, как расписывать игрушки?
- А если мы не знаем, где мы можем узнать?
Дети рассматривают филимоновские игрушки
Дети рассуждают, предлагают свои варианты.
Дети называют причину затруднения.
Дети предлагают разные варианты: спросить у взрослого, посмотреть в энциклопедии и т. д. Создать условия для:
- самостоятельного понимания затруднения и его причины;
- тренировки мыслительных операций (мышление, речь);
- развития желания у детей помочь игрушкам попасть на ярмарку
«Открытие» нового знания (способа действия)
На столе: плакаты с филимоновской росписью, кисти, гуашь, салфетки, подставки под кисточки, стаканчики с водой.
6 столов «творческой мастерской» - Ребята, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки?
- Приглашаю вас в творческую мастерскую.
- Давайте посмотрим, какой здесь есть материал?
- Какие цвета, характерны для данного промысла? (желтые, красные, зеленые)
- Какие элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги)
- Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.
- Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым.
- Кофты у барынь и рубахи у солдат окрашены одним цветом, в основном красным. Но сколько выдумки появляется у мастеров, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.
- Может, попробуем расписать филимоновские игрушки?
- С чего начнём работу?
- Ребята, сколько игрушек не попали на ярмарку?
- А нас сколько?
- Что нужно нам сделать?
- Каждая пара выберет себе игрушку и попробует расписать её.
- Проходите за рабочие столы.
- Расписать игрушки помогут альбомы с элементами росписи. Дети подходят к столу,
рассматривают приготовленный материал, отвечают на поставленные вопросы.
Дети рассматривают элементы филимоновской росписи и иллюстрации с расписанными игрушками
Дети дают ответ, высказывают свои предложения.
Дети делятся на пары, подбирают материал, распределяют работу внутри микро- группы.
Дети проходят к рабочим столам, приступают к деятельности. Создать условия для:
- развития представлений детей о филимоновской игрушке;
- развития представлений о материале, который может быть использован для росписи;
- самостоятельного выбора партнеров по деятельности;
- для развития умений договариваться о совместных действиях; -
- развития умений определять последовательность действий;
Включение нового знания в систему знаний и умений
- Смогли мы расписать филимоновские игрушки?
- Какими узорами украшали свои игрушки филимоновские мастера?
- Какие – же цвета любят филимоновские мастера?
- Давайте их выставим на ярмарку.
Дети оценивают работы друг друга. Создать условия для:
- сохранения у детей интереса и осознанного отношения к выполненной деятельности;
- развития умения оценивать работу друг друга;
- получения эмоционального удовлетворения от совместной работы по созданию поделки
Осмысление
- Кому мы помогали?
- Что делали?
- Как нам это удалось?
- Какие были трудности?
- Давайте немного пофантазируем, какое настроение появилось у игрушек?
- Молодцы, ребята.
Дети садятся на стульчики, высказываются по поводу выполненной работы Создать условия для:
- развития умений анализировать свою деятельность;
- создания ситуации успеха и проговаривания детьми условий, которые позволили достигнуть «детской» цели