Надежда Климова
Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день коллеги! Я Климова Надежда Васильевна, учитель-логопед, детского сада «Берёзка» п. Майский.
Рада приветствовать вас на моём мастер-классе «Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с дошкольниками».
На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
Публикация «Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с дошкольниками» размещена в разделах
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием.
Цель мастер-класса: «Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с дошкольниками».
Задачи:
1. Познакомить с понятием мнемотаблиц и их роль в развитии речи детей.
2. Показать, как можно использовать мнемотаблицы в логопедической работе.
3. Предоставить участникам возможность попробовать создать и использовать мнемотаблицы в своей практике.
Сегодня хочу Вас познакомить с приемами мнемотехники и показать, как я их использую в работе с детьми на своих логопедических занятиях, и дать возможность вам, поработать с этими приемами.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Мнемотехника, или мнемоника,
в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника – помогает развивать:
ассоциативное мышление
зрительную и слуховую память
зрительное и слуховое внимание
воображение
связную речь
мелкую моторику рук
Мнемотехника
Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица
Суть приёмов мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Затем усложняю занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляю сам, предлагаю воспитателям, родителям, а потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.
Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Педагоги делиться на 3 команд. Каждая команда получает листок с заданием
1. Составить 3 Мнемоквадрата (на тему Зима, животные в лесу, новый год).
2. Зашифровать пословицы в мнемодорожку
Остальные команды отгадывают.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Под лежачий камень вода не бежит
Яблоко от яблони не далеко падает
3. Составить в мнемотаблице сказку «Курочка Ряба»
Коллеги, наш мастер-класс подошел к завершению, давай подведём итог.
О чем шла речь на нашем МК?
Что входит в мнемотехнику? Какие приёмы?
Как считаете, мнемотехника помогает в работе учителя -логопеда? Как именно? (У детей)
Рефлексия.
-Предлагаю на мнемоквадрате выразить свое настроение, полученное на моем, мастер – классе (отображение своего настроения с помощью мнемоквадрата) и приклеить его в мою мнемотаблицу на мольберте.
Свой мастер-класс хотелось бы завершить словами
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».