Элиза Маликова
Использование педагогической песочницы в развитии интеллектуальных качеств и способностей
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование педагогической песочницы в развитии интеллектуальных качеств и способностей».
Кто из вас будучи ребенком, не любил играть в песочнице? Вспомните, сколько радости, удовольствия приносили эти игры. Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.
Публикация «Использование педагогической песочницы в развитии интеллектуальных качеств и способностей» размещена в разделах
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенные в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Строя из песка, придумывая с ним различные истории, мы в наиболее естественной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, законы окружающего мира.
Песок благоприятно влияет одновременно на интеллектуальное и эмоциональные развитие ребенка. В настоящее время песочные игры получили широкую известность и каждый педагог, который работает с песочницей получает возможность внести в свой вклад в процесс развития песочных игр в России.
Изучением данной темы в основном занимались зарубежные ученые. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Юнгом. В своей работе песочные игры использовала английский педиатр Маргарет Ловенфельд, а формированием концепции песочной терапии занималась швейцарский аналитик Дора Калфф.
Чтобы заполнить этот пробел, в России была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
Большой вклад в разработку песочных игр внесли отечественные педагоги-психологи, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич –Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке», М. А. Воробьева, О. В. Сапожникова «Педагогическая песочница»,Э. Э. Большебратская.
Игры с песком имеют большое значение и для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира, и при работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «ручной интеллект» ребенка.
По мнению выдающегося советского психолога, доктора педагогических наук, профессора А. Н. Леонтьева метод деятельностного подхода (которая является методологической основой взаимодействия с ребенком в рамках педагогической песочницы) -это субьективно ориентированная организация и управления педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разных сложностей и проблематики. Дети из пассивных слушателей, превращаются в активных участников процесса, главными помощниками при получении нового опыта, знаний и навыков. Работа в педагогической песочнице предполагает способность педагога уйти на второй план, подарить детям возможность самостоятельно думать, осознавать и разрешать проблемные ситуации. Педагог выступает лишь помощником, его роль заключается в создании условий, вовремя заданном вопросе, а также помогает закрепить полученные знания.
Игры в педагогической песочнице помогают педагогу повысить интерес к занятиям,дети играючи улучшают память, логическое мышление, пространственное воображение. Песок помогает уравновешивать гиперактивных детей,расслабляет зажатых, успокаивает тревожных является бесплатным тренажером для развития мелкой моторики.
Возиться в песке не каприз,а потребность ребенка. Это необходимо для того чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.
Всем уже известно,что песок используют в ДОУ психологи,логопеды, в художественно-эстетическом развитии. А мы решили использовать песок в новом направлении,в развитии интеллектуальных качеств и способностей. В данном направлении мы работаем третий год. Сначала изучала методическую литературу,занималась разработкой игровых занятий. Игровые занятия провожу в основном подгруппой и индивидуально во второй половине дня. Для этого в группе имеются две песочницы : большая (140*70*10) и маленькая (50*70*10). Благодаря помощи наших родителей создали большую коллекцию мелких игрушек, фигурок людей, пластиковых букв,цифр, геометрических фигур, бусинок,пуговиц, камушек, ракушек и т. д. Кроме речного сертифицированного песка, использую кинетический песок приготовленный в домашних условиях. По свойствам он похож на влажный песок и способен увлечь на довольно продолжительное время. Перед началом занятий необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице. Все инструкции детям (ритуал входа и выхода) лучше давать в стихотворной форме без «Да» и «Нет». Так они быстрее запоминаются и воспринимаются. Если ребенок не соблюдает инструкцию,то хозяйка песочницы (у нас Песочная Фея) делает замечание,устраняет из игры и т. д,а детям 5-7 лет достаточно показать условную карточку с правилом. После ритуала вхождения предлагаю игры на снятие психо-физического напряжения, на развитие тактильной чувствительности,что помогает ребенку избавится от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Занятия в песочнице не требует специальных навыков и умений,здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать заново. Поэтому перенос педагогических занятий в песочницу дает больший развивающий эффект,нежели стандартные формы обучения.
Для проведения занятий разработала картотеку игр для развития интеллектуальных способностей и качеств. Картотека игр помогает разнообразить занятия, планировать свою деятельность. Много конспектов использую из учебно-методического пособия под редакцией О. Н. Каушкаль, Н. Чернышевой «Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком» «Сказка в песочнице». Дети по сценарию занятия делают из песка различные постройки, фигуры, фантазируют, придумывают сказочные сюжеты, оречевляют свои действия и с удовольствием рассказывают о своих «песочных сказках». Такой подход организации занятий через игры с песком соединяют разные виды деятельности: познавательную, речевую, игровую, опытно-исследовательскую, трудовую. Объединение всех видов деятельности помогает эффективно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи,развивает интеллектуальные способности и качества.
В песочнице можно изучать геометрические фигуры, научиться классифицировать,обобщать. Используя кинетический можно вырезать стеком цифры, буквы, отпечатать формы. Дети при этом быстро запоминают название и обозначение цифр, букв. Это гораздо интереснее,чем на бумаге. Мини- песочница это аналог листа бумаги. При подготовке к обучению грамоте на песке можно писать. Песок позволяет упражняться ребенку много раз. Не получилось что-то,он не расстраивается. Ребенок сгладил поверхность и продолжает писать или рисовать снова. Благодаря песочным играм дети могут детально исследовать и изучать окружающую среду, развивать пространственные представления,учатся ориентироваться на песочнице,затем на листе бумаги.
Занимаясь играми на песке ребенку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво и аккуратно и,что немаловажно быстро.
Во время игр и после нее дети довольны и всегда желают встретиться вновь. И это главное дает детям игра с песком!