Кристина Луковникова
Познавательно-исследовательская деятельность детей по технологии «Путешествие по реке времени». «Путешествие в прошлое часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О. педагога: Луковникова Кристина Ильинична
Название учреждения: муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21»
«Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь» Я. Корчак
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей по технологии „Путешествие по реке времени“, „Путешествие в прошлое часов“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Учитывая вышесказанное, пришла к выводу о необходимости внедрения инновационной технологии «Путешествие «по реке времени» Н. А. Коротковой, которая позволяет решать задачи стандарта. Благодаря её использованию в работе, возможно, охватить следующие направления в развитии и образовании детей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Актуальность применения проведения образовательной деятельности в форме «Путешествие «по реке времени» в том, что данная продуктивная деятельность с использованием различных видов деятельности является наиболее благоприятной для познавательного развития детей. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и позволяет дать детям представление об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.
Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности у ребенка развивается речь, он познает много новых для него слов.
В систематической и целенаправленной работе по внедрению технологии «Река времени» развитие активного словаря возрастает и может непосредственно влиять на их интеллектуальное развитие.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Дидактическое пособие «река времени» – это длинный лист. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир, может быть и будущее.
Карта-панно «Река времени» символизирует линейное движение исторического времени : от прошлого к настоящему.
На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации — «метки» каждой остановке во времени. Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.
Технология строится на следующих принципах:
Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
В качестве примера предлагаю материал из опыта работы.
Мною был разработан проект на тему: «Путешествие в прошлое часов»
Проблема: зачем человеку понадобились часы?
Цель: знакомить детей с историей создания часов.
Задачи:
1. Совершенствовать знания детей о предмете рукотворного мира «часах», понятии «время».
2. Знакомство детей с историей появления часов :
с разными видами часов;
детей с устройством часов;
детей с профессией - часовщик.
3. Воспитывать бережное отношение к предметному рукотворному миру, труду взрослых, аккуратность и пунктуальность.
Возраст детей :5-6 лет.
Форма презентации: открытие «Музея часов».
Вид: исследовательско – творческий
Тип проекта: краткосрочный проект.
Этапы работы над проектом:
1 этап - подготовительный
Цель: определить основные направления работы.
Систематизация материала по данному вопросу.
Подбор экспонатов для организации мини-музея «Часы».
Изучение научной литературы по данному вопросу.
Подбор художественной литературы.
Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
Подбор материалов для проведения исследования.
Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).
2 этап - основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
Работа с детьми:
Беседы: «Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Что я знаю о часах».
Цикл рассказов для детей : «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)», «Самые известные часы в мире».
Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин, «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени».
Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
Рассматривание иллюстраций часов.
Рисование часов. Дидактическая игра «Путешествие в страну часов».
Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
Создание презентации «Путешествие в прошлое часов».
Работа с родителями:
Просьба принести для мини-музея группы «Часы» интересные экспонаты.
Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов).
3 этап - заключительный
Цель: обобщение полученного опыта.
Создание мини-музея «Часы».
Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов».
Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.
Рефлексия с детьми по проведенной проектной деятельности (Понравилось ли вам создавать панно «Река времени»? Какие эмоции вы испытывали при рассматривании мини-музея «Часы»? Что запомнилось вам больше всего? и т. д.)
Список использованной литературы:
1. Глухова Н., Колесо времени, Обруч, № 6, 2005.
2. Савенков А., Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания, Самара, «Учебная литература», 2000.
3. Зарипова А., Элементарная поисковая деятельность в детском саду, Дошкольное воспитание, № 7, 1994.
4. Савенков А., Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании, Дошкольное воспитание, № 4, 2006.
5. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, Москва, Просвещение, 1991.
6. Жуковская Р. И., Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, Москва, Просвещение,1968.
7. Артамонова О. В., Организация предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях, Тольятти, Информационно-технический центр при Комитете по образованию администрации,1994.
8. Петровский В. А., Построение развивающей среды в дошкольном учреждении, Москва, 1993.