Юлия Шестак
Использование опытно-экспериментальной деятельности на ООД по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад № 7 «Аленка» г. Карачев Брянской области
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ГНОМИКИ»
«ВОЛШЕБНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП»
Воспитатель высшей
категории
Шестак Ю. Л.
г. Карачев
2017 г.
Программные задачи:
Образовательные:
1. Упражнять в количественном и порядковом счете в пределах 10, пространственной ориентировке.
Публикация «Использование опытно-экспериментальной деятельности на ООД по ФЭМП» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
2. Закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера и цвета, умение сравнивать их по свойствам (цвету, форме и величине).
3. Познакомить детей с проявлениями статического электричества через опытно- экспериментальную деятельность.
4. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать.
5. Продолжать формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов.
6. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
Развивающие:
1. Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.
3. Формировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок, уверенности в своих силах.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов)
Наглядный (использование иллюстраций).
Словесный (напоминания, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрения, анализ занятия.
Предварительная работа:
Чтение спецыальной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы по данной теме, проведение опытно- экспериментальной деятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Иллюстрации, костюм Незнайки, портфель, подносы, таз, игрушки на батарейках.
Раздаточный материал:
Специальная посуда, мерные стаканы, сахар, соль, речной песок, магниты, металлические и неметаллические предметы, столовые и чайные ложки, воздушные шары, конфетти, трубочки для коктейля.
Ход занятия:
- Ребята, к нам в детски сад пришли гости, давайте к ним повернемся, дружно улыбнемся и пошлем свои улыбки гостям (воздушно посылаем в зал улыбки).
Воспитатель: - Сегодня почтальон принес в детский сад письмо. Адресовано оно нам (читаю конверт) : Детский сад № 7 «Аленка», старшая группа «Гномики»
Это письмо прислала Королева Математики. В нем она просит научить опытно- экспериментальной математике того, кто придет к вам сегодня в гости.
- Ребята, а чему мы можем научить? ( ответы детей: считать, измерять, проводить опыты, эксперименты, доказывать свое решение)
Воспитатель: Молодцы!
Королева Математики в письме предлагает разминку для ума.
- На какие геометрические фигуры похожи предметы, которые я назову?
- Сопровождаю показ картинками (тарелка, дверь, крыша, дом, огурец, квадрат).
- Дети называют их (круг, прямоугольник, треугольник, овал, квадрат).
Воспитатель: - Как их можно назвать одним словом? (геометрические фигуры).
- Сколько всего геометрических фигур? (5) А какие вы узнали? (посчитали).
_ Прошу на фланелеграфе выложить геометрический рисунок в соответствии с картинками.
(Дети выкладывают на фланелеграфе).
Воспитатель: - Какого цвета фигуры? ( разного: называют цвет, а величины одинаковые).
- Молодцы, ребята! Справились с разминкой, тогда послушайте загадку:
«Он не знает ничего
Вы все знаете его
Мне ответьте без утайки
Как зовут его? (НЕЗНАЙКА)
Раздается стук, шум входит Незнайка, в руках у него портфель.
Незнайка:- Здравствуйте, ребята! Кто я? Королева Математики рассказала мне, что вы не простые детки, вы знаете математику, умеете применять свои знания в ней. А я ничего не умею.
Воспитатель: - Не переживай, Незнайка, мы тебя научим всему тому, что сами умеем. Для этого мы отправимся в волшебную лабораторию.
Незнайка: - А что это такое? (ответы детей).
Воспитатель: (подытоживает) : - Лаборатория- это место, где ученые проводят различные опыты и эксперименты, делают открытия. И мы с вами попытаемся тоже сделать открытия, и научить Незнайку работать в лаборатории. Применять полученные знания в занимательной математике. Представьте ребята… вы ученые- раз, два, три повернись, и в ученых превратись (дети одевают халаты).
Воспитатель: - А чтобы все получилось в нашей лаборатории нужно соблюдать правила поведения.
-- Внимательно слушать воспитателя.
-- Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
-- Не забывать после каждого опыта, сделать вывод.
(В каждой лаборатории будут висеть правила, кто забыл, тот может вспомнить, посмотрев на них).
Лаборатория №1 «Магнетизм»
Незнайка: - Я знаю, знаю, подумаешь, ходи руками води, води и приговаривай: «Я маг, маг, всем спать!» (дети смеются).
Воспитатель: - Что ты, Незнайка, это не так, здесь живут магниты.
Незнайка: - А что это такое? Для чего и как их используют? (ответы детей).
Воспитатель и дети предлагают Незнайке попробовать, вместе с ними, как он работает.
Показывают, что он притягивает металлические предметы.
1. Показывают, как металлический предмет притягивает большие предметы. (дети вместе поднимают большой предмет, при этом считают, сколько магнитов мы используем (10, а большой предмет один).
2. Предлагают найти на подносе металлические предметы (поднос засыпан песком, там спрятаны металлические предметы, дети находят только пять предметов).
Воспитатель: - А где остальные предметы? Давайте их найдем?
Дети находят предметы в тазу с водой. Незнайка хочет достать их руками. Ребята учат его, как можно достать, не намочив рук. После того как достали предметы считают сколько их (10).
Воспитатель: - Какой можно сделать вывод: магнит притягивает металлические предметы, не смотря на преграды. Ну что, ребята, двигаемся дальше и переходим в Лабораторию №2.
(Тем временем Незнайка собирает в портфель магнит и металлические предметы).
Воспитатель: Загадываю загадку:
- Я умею разливаться
Мною можно умываться,
В кране я живу всегда,
А зовут меня… (вода)
Воспитатель: - Правильно, ребята, это вода.
Незнайка: - Нашли, чем удивить, уж про воду я все знаю.
Воспитатель: - Что ты знаешь, Незнайка?
Незнайка: - Можно брызгаться, купаться,
Можно пить и умываться.
Воспитатель: - Правильно, но этих знаний мало, давай мы с тобой узнаем, что- то новое о воде, а ребята нам помогут. Давайте научим Незнайку работать с водой и проводить опыты.
(На столах у детей 2 прозрачных стакана и мерные стаканы на каждого человека, чайные и столовые ложки, сахар, соль, речной песок) приступаем к эксперименту.
Воспитатель: - Ребята, отмерьте мерным стаканом 100 грамм воды, перелейте в другой стакан. Теперь подумайте и скажите, что нужно сделать, чтобы объем в стакане увеличился.
Незнайка: - Я знаю, налить еще воды, ( ответы детей: надо увеличить объем при помощи каких нибудь веществ).
Воспитатель: - Давайте попробуем соль и сахар. Возьмите, пожалуйста на выбор столовую или чайную ложку. Одинаковые ли эти ложки? (ответы детей).
- А как узнать? (надо измерить, сколько маленьких ложек в большой (2 ложки). Молодцы!
Воспитатель: - Слушаем внимательно задания: положите в воду 2 ст. ложки сахара. Сколько положили ложек? (2, а сколько маленьких нужно положить? (4) Почему? (ответы детей)
1 ст. л. = 2 ч. л. Молодцы!
- А что случилось с водой, объем увеличился? Нет, сахар и соль растворились в воде.
- Что нужно сделать? Добавить в стакан речной песок. (Дети выполняют эксперимент, также как и с сахаром, измеряют объем и приходят к выводу, что при помощи речного песка увеличился объем воды в стакане).
Незнайка: - Ох, что- то я устал, может, отдохнем немножко?
Ребята проводят физминутку:
- Разминая поясницу
Мы не будем торопиться
Вправо, влево повернись
На соседа оглянись (повороты туловища в стороны)
Чтобы стать еще умнее
Мы слегка покрутим шеей
Раз, два, раз, два
Закружилась голова
Раз, два, три, четыре, пять
Ноги надо нам размять (приседания)
Напоследок, всем известно
Как всегда ходьба на месте (ходьба на месте)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть.
Дети занимают места в лаборатории №3.
Лаборатория №3
Воспитатель загадывает загадку:
«Что за зверь сидит в розетке?
Из какой сбежал он клетки?
Как на свет он появился?
И в розетке поселился?
Воспитатель: - О каком звере идет речь?
Дети:- Об электричестве.
Воспитатель: - Сегодня хочу познакомить вас еще с одним видем электричества. Оно тихое, незаметное. Мы сталкиваемся с ним очень часто. Оно живет в нашей группе, у вас дома и где угодно. Сейчас с помощью опытов мы попытаемся обнаружить это электричество.
Опыт №1 «Электрический шарик»
На стене висит шарик, на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену (дети пытаются повесить их на стену, у них не получается).
Воспитатель: - Почему этот шарик висит, а ваши падают (предположения детей).
Воспитатель: - Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой мы натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебные. Это произошло из- за того, что в наших волосах живет не опасное электричество и мы его поймали.
Вывод: В волосах живет электричество.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: - А как другие предметы сделать волшебными? (ответы детей).
(Опыт аналогичный первому, взяв шерстяную или шелковую ткань).
Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в тканях, из которых сшита одежда.
У Незнайки из портфеля выпадает игрушка и батарейки. В руках у Незнайки игрушка не работает. Дети находят причину и исправляют ее (правильно вставляют батарейки + к +, - к -. Игрушка заработала. Почему? (Ответы детей) – Когда мы поставили батареки, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.
Вывод: В батарейках живет не опасное электричество.
Незнайка: вздыхает: - Надоело заниматься, хочется играться…
Воспитатель: - Незнайка, но мы ведь тебя еще не всему научили тому, что знают наши ребята.
Незнайка: - Хватит, хватит и так целый портфель.
Воспитатель: - Целый портфель знаний?
Незнайка:- Ага!
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что за знания в портфеле?
( Незнайка поочередно вытаскивает: магнит с предметами, соль, сахар, игрушку с батарейками). Дети закрепляют выводы, проведенных экспериментов.
Незнайка: - Перед тем, как распрощаться, должен детки Вам признаться: у меня сюрприз для Вас! Где? Узнаете сейчас… Обернитесь: раз, два, три, каждый свой сюрприз бери. (дети берут сюрпризы из портфеля)
Воспитатель: - Ребята, вы такие молодцы, настоящие ученые! Но нам пора возвращаться в детский сад. Сейчас закройте глаза, посчитайте до 10.
Открыли глаза… Мы опять с вами воспитанники детского сада.