Беликова Любовь
Ход занятий по опытно экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь.
1. Какая вода?
Материалы. Различные емкости для воды, чистая питьевая вода, чистые стаканы, чайные ложки, соль, сахар.
Ход опыта
В стакан налить чистую питьевую воду и попробовать на вкус. Какая на вкус вода? Добавить в воду немного соли и размешать, снова попробовать. Что изменилось, какая на вкус стала вода? Добавить в другой стакан с чистой питьевой водой немного сахара, размешать и попробовать. Куда исчез сахар? Какая стала на вкус вода? Изменился ли цвет воды с добавлением соли, сахара? Почему?
2. Куда делась вода?
Материалы. Стакан с водой, маркер.
Публикация «Ход занятий по опытно экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход опыта
В стакан налить воду, отметить маркером уровень воды и поставить в самое теплое место помещения. Через день отметить изменения уровня воды. Почему уровень воды изменился? Что произошло?
3. Прозрачная вода.
Материалы. Две непрозрачные банки, одна из которых заполнена водой, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Ход эксперимента
В гости пришла капелька.
Воспитатель. Кто такая капелька? С чем она любит играть?
На столе 2 непрозрачные банки, закрытые крышками, одна из которых наполнена водой. Детям предлагается угадать, что в этих банках не открывая их.
Воспитатель. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее?
Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой.
Воспитатель. Как вы догадались что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?
Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости.
Воспитатель. Чем удобнее наливать? Как сделать чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем?
Дети. Переливаем, наливаем воду.
Воспитатель. Что делает водичка?
Дети. Льется.
Воспитатель. Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?
Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку)
Воспитатель. Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода?
Дети. Прозрачная.
Воспитатель. Что мы узнали о воде?
4. Поверхностное натяжение воды.
Оборудование. Пластиковый стакан, доверху наполненный водой; несколько канцелярских скрепок.
Ход опыта.
В стакан с водой осторожно опускают одну скрепку за другой. Наблюдают: вода поднимается выше краев стакана, но не проливается.
Октябрь.
1. Торнадо в бутылке.
Материалы. Пустая бутылка, вода, таз.
Ход опыта.
Набрать полную бутылку воды. Перевернуть ее над тазом так, чтобы вода выливалась. Держать бутылку неподвижно. Что произойдет? Снова наполнить бутылку. Одной рукой держать ее за горлышко, а другой раскрутить донышко так, чтобы в бутылке образовался водоворот. Достаточно повернуть один раз.
2. Термометр и температура.
Материал и оборудование.
Термометр для измерения температуры воды, воздуха, тела человека. Два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) (на каждого ребенка); репродукция картин с изображением пейзажей в разное время года.
Ход эксперимента.
Рассмотреть как устроен термометр. Сравнить внешний вид и назначение разных термометров. Измерить температуру воздуха в группе, на улице и сравнить показания термометров. Измерить температуру тела человека, находящегося в помещении показания и затем на улице, сравнить показания. Измерить температуру воды в стаканах, один из которых стоял в холодильнике, а другой – с теплой водой. Сравнить показания. Рассмотреть репродукции картин и определить примерную температуру (холодно, тепло, жарко прохладно) воздуха в природе.
3. Часы и время.
Материал и оборудование.
Часы песочные, механические, электронные; картинки с изображениями солнечных, водяных, парафиновых и других видов часов.
Ход эксперимента.
Рассмотреть разные виды часов: древние и современные. Изготовить вместе с детьми песочные, парафиновые часы. В ясный день на прогулке сделать солнечные часы. Засечь время продолжительностью 1 мин. (2 мин.) на разных часах и за это время что - то нарисовать, придумать, изобразить. Выяснить меняется ли количество дел за промежуток времени, если ориентироваться на различные виды часовых механизмов.
4. Газ. Свойство воздуха.
Материал и оборудование.
Веер, пустая бутылка с узким зернышком, таз с водой, два стакана (один с чистой водой, другой – с газированной, небольшие кусочки пластилина, бутылка с воздухом на которую одет воздушный шарик, две ванночки с теплой водой и холодной водой, стакан, лист бумаги, воздушные шары.
Ход эксперимента.
1. Помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха.
2. Опустить пустую бутылку в таз с водой – из бутылочки выходят пузырьки. Объяснить, что это за пузырьки.
3. Опыт «Пузырьки спасатели». На три четверти наполнить стакан газированной водой и сразу же бросить туда пять маленьких кусочков пластилина (все сразу) величиной с рисовые зернышки. Подождать немного и понаблюдать. На пластилине образуются пузырьки. Кусочки пластилина поднимаются к поверхности, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве. Газированная вода содержит углекислый газ, который и образует пузырьки. Вначале пластилиновые шарики тонут, потому что их вес больше выталкивающей силы. Пузырьки газа напоминают маленькие воздушные шарики. Они уменьшают вес пластилина настолько, чтобы он смог всплыть на поверхность. На поверхности пузырьки лопаются, углекислый газ смешивается с окружающим воздухом, и пластилиновые шарики снова идут ко дну, где к ним снова прилипает большое количество пузырьков.
4. почему круг для плавания наполняют воздухом? Круг для плавания наполняют воздухом, потому что воздух легче жидкости, а значит будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности моря или реки.
5. Поставить пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она охладится, надеть на ее горлышко воздушный шарик. Поставить бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шариком и почему?
6. На дно стакана прикрепить кусочком пластилина небольшой лист бумаги. Перевернуть стакан и опустить его в таз с водой. Лист бумаги остался сухим. Воздух, который был в стакане, не позволил воде намочить лист бумаги. Значит, стакан был не пустой, а наполненный воздухом.
Ноябрь.
1. Отчего происходит смена дня и ночи.
Материал и оборудование.
Модели земли и солнца; картинки с изображениями различных времен суток; детская энциклопедия.
Ход эксперимента.
По изображениям рассмотреть вращение Земли вокруг своей оси. Игра «путешествие на пароходе (поезде)». Если представить, что мы сидим в каюте парохода, то рядом увидим столы, стулья, людей. Если не смотреть в окно, то непонятно, движется пароход или нет. Взглянув в окно, можно увидеть, что берега как будто навстречу пароходу. То же самое наблюдается и в поезде. Когда поезд тихо трогается и медленно отходит от станции, сидящим в поезде кажется, что отходит назад перрон вместе с людьми и всем, а вагон продолжает стоять на месте. Поставьте глобус против источника света (окна или настольной лампы.) посмотрите, где проходит граница между освещенной и неосвещенной его сторонами. Какие материки океаны на глобусе освещены (день? Какие материки и океаны не освещены (ночь? Начинайте медленно вращать глобус вокруг оси. Наблюдайте, как постепенно перемещаются свет и тень по его поверхности, как на одних материках «наступает» день, а на других – ночь. Как сделать чтобы на глобусе прошли одни сутки?
2. Смена времен года.
Материал и оборудование.
Макет глобуса, вращающегося вокруг Солнца, картинки с изображением времен года, детская энциклопедия.
Ход эксперимента.
Наглядно показать смену времен года с помощью макета, изображающего Солнце и Землю. Лампочка - Солнце. От нее свет падает на глобус, который изображает Землю. На специальной подставке макета нанесены месяцы.
3. Земля на глобусе.
Материал и оборудование.
Глобус, фотографии с изображением земли из космоса.
Ход эксперимента.
Демонстрация вращения Земли вокруг Солнца с помощью модели глобуса, вращающегося по круговой орбите, вокруг зажженной лампочки, имитирующей Солнце. Найти на глобусе Северный и Южный полюса, экватор. Объяснить, почему у экватора жарко, а у полюсов холодно. Найти и определить на глобусе пространства, обозначенные определенным цветом. Объяснить какие особенности обеспечивают проживание в холоде или тепле различным животным. Найти материк, на котором мы живем. Определить местоположения нашей страны, города, в котором ты живешь, и отметить флажком.
4. Всё увидим, всё узнаем.
Материалы:
лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камушки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.
Ход эксперимента.
Дети получают подарок от Деда Зная, рассматривают его.
Воспитатель. Что это?
Дети. Бусинка, пуговица.
Воспитатель. Из чего состоит? Для чего нужна?
Дед Знай предлагает рассмотреть маленькую пуговицу, бусинку.
Воспитатель. Как лучше видно: глазами или с помощью этого стеклышка? В чем секрет стеклышка?
Дети. Увеличивает предметы их лучше видно.
Воспитатель. Этот прибор - помощник называется лупой. Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете, где используется лупа?
Дети. При ремонте и изготовлении часов.
Декабрь.
1. Удивительные свойства льда.
Материал: два пластиковых стаканчика, фломастер.
Ход эксперимента.
Налейте одинаковое количество воды в каждый стаканчик и сделайте на них пометки уровня воды фломастером. Поставьте один стаканчик в морозилку на ночь. Утром посмотрите, изменился ли уровень, когда вода замерзла. Лед поднялся над сделанной вчера меткой. Под напором раздающегося во все стороны льда трескается даже крепкий камень.
2. Маленькие волшебники.
Материалы: льдинки, баночки с теплой водой, салфетки (для каждого ребенка); деревянные кубики, магниты, большая коробка с магнетическими и немагнетическими предметами.
Ход занятия.
В группе приготовлены 3 стола с различными материалами для опытов.
Воспитатель. Ребята мы с вами попали в волшебную комнату. Чтобы наше волшебство получилось, нам нужно сделать добрый поступок. А какой – я сейчас расскажу. Я несла вам в садик красивые бусинки, но уронила, а дед мороз заморозил их. Как же нам теперь быть? Что делать?
Ответы детей:
• Погреть в руках, они теплые, лед и растает.
• Отогреть в варежках.
• Положить на батарею.
• Положить в теплую воду, лед растает.
• Просто подождать – в группе тепло.
Воспитатель. Ребята вы выдвинули много интересных предположений. Давайте выберем только три и проверим их. Тогда мы сможем узнать, какой из предложенных способов самый быстрый.
Проводятся опыты.
Дети. Быстрее всего бусинки освободила теплая вода.
Воспитатель. Ребята, у меня есть волшебный камень, который может передвигать металлические предметы. Посмотрите, что сейчас будет происходить (показывает действие магнита). Кто – нибудь из вас знает, как называется этот камень?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, магнит. А теперь я хочу, чтобы вы мне показали это волшебство сами. Как вы думаете, магнит сможет передвигать пластмассовые, деревянные предметы?
Экспериментирование детей.
Воспитатель. (по ходу эксперимента). Что мы знаем о свойствах магнита? Как эти свойства можно проверить? Как называются предметы, притягиваемые магнитом? Из какого материала сделаны эти предметы?
Дети. Магнит притягивает только железные предметы.
Воспитатель. Ребята, вы помните сказку про Буратино?
Он все - таки пошел в школу, но вот беда– нужно перейти речку, а мост сломан. Что делать?
Ответы детей.
Дети выясняют что Буратино сделан из дерева.
Дети. Дерево в воде не тонет, значит Буратино не утонет, доплывет, потому что он деревянный.
Воспитатель. Вот и закончилось наше занятие. Что нового и интересного мы узнали?
Ответы детей.
3. Ледяные парусники.
Оборудование. Ванночка прямоугольной формы; кусочки льда различной формы с закрепленными на них парусами.
Ход опыта.
Поместить в ванночку с водой кусочки льда с установленными парусами. Игроки располагаются с одной стороны ванночки и дуют на паруса. Выигрывает тот, чей парусник быстрее доплывет до другого края ванночки. Дети делают вывод, что лед легче воды и поэтому он плавает на поверхности воды.
4. Тающий лед.
Материал: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.
Ход эксперимента.
Дед знай предлагает отгадать, где быстрее растает лед – в миске с холодной водой или горячей водое. Взрослый раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.
Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку, из которой выходит конец веревки.
Воспитатель. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка?
Дети. Примерзла к льдинке.
Воспитатель. Как можно получить разноцветную воду?
Январь.
1. Игры на развитие слухового восприятия
«Найди одинаковый звук»
Игровой материал: пластиковые контейнеры из под «киндер - сюрпризов» с различными наполнителями (крупой, бусинами, камешками) (10шт).
Ход игры.
Ребенку предлагается из 10 контейнеров найти 5 с одинаковым звуком.
2. Игры на развитие тактильно – двигательного восприятия
«Чудесные мешочки у белых медвежат».
Игровой материал: непрозрачные мешочки с фасолью и предметами разной формы, величины, фактуры (игрушками, геометрическими фигурами, пластмассовыми буквами и цифрами и др.)
Ход игры.
Вариант 1. Ребенок должен на ощупь, не заглядывая в мешочки, найти заданные предметы.
Вариант 2. В мешочек опускают парные предметы, различающиеся одним признаком (большая и маленькая пуговицы; широкая и узкая линейки и др.). ребенок на ощупь узнает предмет и называет их признаки: длинный или короткий; толстый или тонкий; большой или маленький; узкий или широкий.
Вариант 3. На столе раскладывают геометрические фигуры, идентичные тем, что лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать на ощупь из мешочка такую же.
3. Игры на развитие вкусового восприятия.
«Вкусовые стаканчики»
Игровой материал: стаканчики с нарезанными кусочками фруктов и овощей.
Ход игры.
Вариант 1. Ребенок закрывает глаза. Взрослый кладет ему в рот кусочек фрукта или овоща. Ребенок должен определить по вкусу, чем его угостили.
Вариант 2. ребенок определяет не только продукт, но и способ его обработки (сырой, вареный, соленый и др.).
Вариант 3. Ребенок называет как можно больше других продуктов, вкус которых схож с тем, которым его угостили.
Вариант 4. «Прислушиваясь» к своим ощущениям, показать их мимикой и жестом.
4. Игры на развитие обоняния.
«Манящие баночки».
Игровой материал: баночки с предметами с ярко выраженным запахом. (кофе, корица, фрукты и другое.)
Ход игры.
Попросите ребенка закрыть глаза, понюхать различные предметы и угадать их по запаху. Предложить возможность ребенку описать ощущения, ассоциации, которые вызывает у него этот запах.
Февраль.
1. Вырастим кристаллики.
Материалы. Поваренная соль мелкого помола, 2 стакана х/б нить, блюдце.
Ход игры.
В оба стакана налейте горячую воду и, постоянно помешивая, добавляйте в каждый стакан соль до тех пор, пока она не перестанет растворятся. Поставьте стаканы на некотором расстоянии друг от друга и соедините их нитью так, чтобы ее большая часть провисла между ними, а концы касались дна в каждом стакане. Поставьте блюдце под провисшую нить. Оставьте сооружение в таком положении на несколько дней. На нити наросли кристаллы соли.
2. Свойства соли.
Материал. Два небольших сосуда, соль, совок, снег или измельченный лед.
Ход опыта.
Положить в каждый сосуд равное количество снега или измельченного льда. В один из сосудов совком положить немного соли и перемешать лед с солью. Затем поместить на мороз воду и полученную в результате опыта смесь, прежде перелив ее в формочки.
Пресная вода замерзает быстрее соленой.
3. Мыльные пузыри.
Материалы. Жидкость для мытья посуды, стакан, тонкая легко сгибаемая проволока (20 см.)
Ход опыта.
Наполовину наполните стакан жидким мылом. Долейте в стакан воды и размешайте. Согните конец проволоки в петлю диаметром 5 см. окуните петлю в мыльный раствор. Держите петлю, в которой образовалась тонкая мыльная пленка, в сантиметрах 10 ото рта. Слегка дуньте на мыльную пленку.
4. Лёгкий – тяжёлый.
Материалы. Камешки разной плотности и величины, веса.
Ход опыта.
Воспитатель. Дети как вы думаете, можно, посмотреть на камни, сказать, какой из них самый тяжелый?
Дети. Можно. Самый большой.
Воспитатель. Если взять камешки одного размера, они будут равны по весу?
Дети. Нет.
Воспитатель. Как мы можем это проверить?
Дети. Взять их в руки.
Воспитатель. Возьмите в одну руку плотный камень, а в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему?
Пористый камень легкий, потому что в нем много дырочек. В плотном камне нет дырочек, он тяжелый.
Воспитатель. А что находится в дырочках?
Дети воздух.
Воспитатель. Как вы думаете, если взять большой пористый камень и маленький плотный, какой из них будет тяжелее?
Дети. Плотный будет тяжелее.
Воспитатель. А как еще мы можем узнать вес камня?
Дети с помощью весов.
Воспитатель. Дети, какой можно сделать вывод?
Дети. Камни имеют вес. Вес камня не зависит от его размера.
Март.
1. Какими бывают камешки.
Материал. Разнообразные камни, лупы.
Ход опыта.
Воспитатель. Внимательно рассмотрите камни. Какие они?
Дети. Разные. Большие и маленькие. Красивые, блестят.
Воспитатель. Дети какие камешки вам нравятся больше всего? Найдите самый красивый для вас камешек. Обоснуйте свое мнение.
Дети. Гладкий и цветной. Большой, и на нем есть полосочки. Круглые, маленькие. Большие.
Воспитатель. Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете, как он называется? (дети затрудняются ответить). Это морской камень называется галькой. Как вы думаете, почему у него нет острых углов? А раньше были? (дети затрудняются ответить.) предлагаю взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Что вы чувствуете.
Дети. Как они стучат.
Воспитатель. А почему они стучат?
Дети. Потому что мы их трясем.
Воспитатель. А что с ними происходит в море?
Дети. Они там стучат и бьются.
Воспитатель. Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они трутся и о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся округлыми. Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (кладет детям в ладошки небольшие шершавые камни.) Что вы чувствуете? Какие камешки на ощупь?
Дети. Не гладкие. Холодные, неровные, царапаются.
Воспитатель. Чем отличаются эти камни от морских камней?
Дети. Не гладкие, острые, шершавые.
Воспитатель. Выложите камни в два ряда; от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите?
Дети. Трещинки узоры.
Воспитатель. Что мы с вами нового узнали о камнях?
Дети. Камни бывают маленькими и большими, гладкими и шершавыми, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.
2. Твердый как камень часть 1.
Опыт.
В одну руку взять камешек, а в другую – кусочек пластилина. Сжать их в ладонях. Сравнить, что произошло с камешком, а что – с кусочком пластилина. Почему?
Камень тверже пластилина.
3. Твердый как камень часть 2 .
Опыт.
Попробовать что – ни будь нацарапать на камешке. Что получается? Можно посмотреть через лупу. Почему говорят «твердый как камень», «стоит как камень»? Можно постучать камешками друг о друга. Что происходит?
Камень твердое вещество.
4. Вода как камень.
Опыт.
Что будет, если мы положим камень в воду? Он утонет или будет плавать? Бросить камень в миску с водой, наблюдая, что происходит с водой (образуются круги). Может ли камень плавать? А кусочек пенопласта плавает? Опускаем пенопласт, сравниваем. Почему пенопласт плавает, а камешек – нет?
Апрель.
1. Источники звука и его распространение.
Материалы и оборудование.
Детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, трещотка, погремушка, ложки, балалайка и др. ; пластмассовый стакан, резинка в форме колечка.
Эксперименты.
1. послушать различные по тембру, громкости и длительности звуки музыкальных инструментов (бубна, барабана, металлофона, трещотки, погремушки, ложки, балалайки и др.). Определить отличие музыкальных звуков от звуков человеческой речи и звуков природы (шуршание осенних листьев, падающей воды, весенней капели, скрипка снега и др.).
2. Игра «Звучащий стакан». Надеть резиновое колечко на стакан. Приложить стакан дном к уху. Побренчать натянутой резинкой как струной. Слышен громкий звук.
Колебания резинки передаются воздуху и корпусу стакана, поэтому звук слышится громче.
2. Загрязнение почвы.
Материалы и оборудование.
Два стеклянных сосуда с образцами почвы, две прозрачные емкости с водой, в одной - чистая вода в другой – грязная (в качестве грязной воды можно приготовить раствор порошка или мыла).
Ход опыта.
Предложите детям рассмотреть емкости с водой. Чем они отличаются? Дети ответят, что в одной вода чистая, в другой – грязная. Объясните детям, что чистая вода в природе поит растения. Грязную воду, которая осталась после стирки белья, в домашних условиях выливают в раковину, а во время отдыха за городом часто просто выплескивают на землю.
Польем почву в одном сосуде чистой водой, в другом грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой. Такая почва теперь может напоить дерево, траву. А во втором сосуде? Почва стала не только влажной, но и грязной – появились мыльные пузыри, потеки. Такая почва не пригодна для растений.
3. Почва и подземные жители.
Оборудование и материалы.
Образцы почвы: рыхлая почва и плотно утрамбованная.
Ход опыта.
Предварительно вместе с детьми отберите образцы почвы с различных участков. Предложите дошкольникам высказать свои предположения, в какой почве должно быть больше воздуха: в почве на тропинках или в почве, по которой редко ступает нога человека. Попросите детей обосновать свои ответы. Выслушайте все высказывания, обобщите их, но не оценивайте. В верности (или не верности) своих предположений дети должны убедится в процессе проведения опыта.
Одновременно опустите почвенные образцы в сосуды с водой (каждый в отдельную емкость) и наблюдайте, в какой из них будет больше воздушных пузырьков. В образце с тропинки пузырьков должно быть меньше. Спросите детей, на каком участке подземным животным легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? Если дети затрудняются ответить, помогите им.
4. Почва и воздух.
Оборудование и материалы.
Образцы почвы рыхлой и почвы влажной.
Ход опыта.
Раздайте детям комочки земли. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть пустые места, в которых «прячется» воздух. Затем предложите детям сжать комочек почвы в руке. Что с ним произошло? Он увеличился или уменьшился в размерах? Комочек стал меньше, и пустых мест между частичками почвы стало меньше, они как бы прижались друг к другу, а воздух ушел, для него не осталось места. Точно так же под тяжестью наших ног, нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух уходит.
Май.
1. Игры с песком на улице.
«Чей след?». В песочнице выставляется некоторое количество предметов. Песок в песочнице смачивается водой, чтобы было видно отпечатки. Один из детей отворачивается, а другой делает отпечаток на песке одним из предметов. Первый ребенок, повернувшись, должен отгадать предмет, которым был сделан отпечаток.
Опыт №1.
Содержание опыта.
Прорастить одинаковые семена в разных условиях: с водой и без воды. Посадить в почву семена сухие и пророщенные. Проводить наблюдения с зарисовкой.
3. Опыт с растениями.
Опыт №2.
Содержание опыта.
Два одинаковых комнатных растения поместить в разные условия: в темное и светлое место. Наблюдать за ростом растений, тянущихся к свету.
4. Опыт с растениями.
Опыт №3.
Содержание опыта.
Два одинаковых комнатных растения поместить в разные условия: в теплое место и холодное. Провести наблюдения.
Литература.
Опытно экспериментальная деятельность проводилась по книге. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс». 2015. – 240с.
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозайка – Синтез, 2015. – 368с