Ольга Куделина
Инновационные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные подходы к организации взаимодействия педагогов
с семьями воспитанников группы раннего возраста
Куделина Ольга Владимировна,
\ воспитатель МКДОУ №3 г. Любани
Группа раннего возраста в детском саду – отправная точка, с которой начинается увлекательное путешествие ребенка и его семьи по необъятной, яркой, полной интереснейших событий стране дошкольного детства. И от того, как на этом этапе жизни сложатся взаимоотношения педагогов и родителей, зависит все дальнейшее благополучие или неблагополучие ребенка.
Публикация «Инновационные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников группы раннего возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Основная цель взаимодействия семьи и педагогов заключается в стимулировании позитивных факторов семейного и общественного воспитания, организации их взаимодополнения и взаимовлияния.
Взаимодействие между педагогами и родителями предполагает взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер, имеющее социально значимый характер.
Всегда памятуя об этом, педагог, тем не менее, является тем звеном, которое проектирует и выстраивает эффективное взаимодействие с детьми и их родителями, а также создает условия для оптимизации (если это необходимо) детско-родительских отношений.
Стандарт дошкольного образования нацеливает нас на радикальное изменение философии взаимодействия с семьями : не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать всё, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить (при необходимости) детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи.
Канула в лету парадигма взаимодействия с семьями, построенная на идее обучения родителей. Достаточно вспомнить «родительский всеобуч». Не спорю, может быть, кто-то это делал успешно! Но сегодня «в чистом виде» это не работает. Современные родители часто имеют достаточно высокий уровень образования и осведомленности, опыт в вопросах воспитания, а главное – они более независимы от мнений других людей. К тому же, в их распоряжении информационно-коммуникационные технологии. Они могут в любой момент ознакомиться с актуальной для них информацией, получить онлайн-консультацию, обсудить проблемы воспитания на форуме. Они выросли в ином мире, где каждый вправе иметь и выражать собственные взгляды и жизненные позиции.
Поэтому педагогу необходимо сегодня пересмотреть модель взаимодействия с родителями, изменив позицию по отношению к ним с позиции «учителя» на позицию «партнера».
«УЧИТЕЛЬ» «ПАРТНЕР»
Мудрец-оратор Гид
Руководит Задает вопросы
Сам все знает Решает проблемы вместе с родителями
Рассказывает родителям о развитии ребенка Оценивает развитие ребенка вместе с родителями
Ставит задачи перед родителями Узнаёт цели и пожелания родителей
Задаёт родителям задание на дом Обсуждает с родителями,
что они хотят и могут сделать
Известный английский дипломат Филип Честерфилд писал в одном из писем к горячо любимому сыну: «Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто больше в них нуждается».
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ
С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
УСТАНОВЛЕНИЕ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ДОВЕРИЕ
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
ПРОСВЕЩЕНИЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ
ПРАКТИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ
Организация взаимодействия педагогов с родителями охватывает следующие направления:
обеспечение психолого-педагогической поддержки, консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
оказание помощи родителям в воспитании, обучении, развитии детей, в том числе по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы;
вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В практике организации взаимодействия педагогов с родителями воспитанников группы раннего возраста используются технологии, направленные на информирование и просвещение родителей, их вовлечение в образовательную деятельность в детском саду и семье.
ИНФОРМИРОВАНИЕ
Фотовыставки, иллюстрирующие образовательные мероприятия
Выставки продуктов детской деятельности
Работающие стенды («Жизнь группы», «Наши звездочки», «Наши достижения», «Я научился!»
ИКТ (электронная почта, официальный сайт, социальные сети)
ПРОСВЕЩЕНИЕ
Круглый стол
Родительский КВН
Семейная гостиная
Семинар-тренинг
Устный журнал
Тематические буклеты
ИКТ (посредством специально созданной для просвещения родителей группы Вконтакте)
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проект «Детские игры со взрослыми»
Совместная деятельность с детьми в центрах активности
Семейные игровые тренинги
Семейные физкультурно-оздоровительные занятия
Семейные познавательно-развлекательные игры
Художественно-творческие практикумы
Одним из условий успешности проведения мероприятий просветительской направленности является актуальность рассматриваемой проблемы и создание ситуации личной активности каждого участника. Это такие традиционные формы, как: «круглый стол», «открытая дискуссия», «устный журнал», «лекция-пресс-конференция», «родительский КВН» и другие, а также использование интернет-ресурсов с целью информирования родителей, обсуждения актуальных тем на форумах и онлайн-консультирования.
Мероприятия образовательной направленности, хорошо зарекомендовавшие себя в последние годы, это: семейные практикумы, семинары-тренинги. Их цель – в интересной для детей и родителей форме:
помочь ребенку в развитии, освоении образовательной программы;
повысить уровень родительской компетентности в тех или иных вопросах воспитания, обучения, здоровья и развития;
способствовать укреплению семейных отношений, создавать условия для отработки эффективных навыков общения детей и родителей.
Как показывает практика, установлению доверительных отношений педагогов и родителей способствует:
пребывание родителей в группе в течение адаптационного периода;
безупречный присмотр и уход за ребенком;
своевременное и компетентное информирование родителей о возникающих проблемах здоровья и развития;
благоприятный имидж педагога.
В моей группе раннего возраста из года в год отмечаются признаки таких взаимоотношений, результатами чего становится:
активное участие родителей в образовательной деятельности в детском саду и семье
нацеленность семьи на повышение уровня родительской компетентности
участие в создании и преобразование развивающей предметно-пространственной среды.
Только на основе таких взаимоотношений открываются широкие возможности эффективного взаимодействия педагога с семьями воспитанников.
Да, сегодня актуален вопрос технологий взаимодействия. Но технологии будут работать только в том случае, если между детьми, педагогами и родителями будут царить взаимоотношения уважения, любви, взаимопонимания и доверия. Так, чтобы для детей и родителей воспитанников ежедневная встреча с педагогом делала утро добрым, а день счастливым