Гвоздева Екатерина
Формирование грамматических навыков у детей 3-го года жизни. Согласование существительных и местоимений с глаголами
▼ Скачать +Заказ
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 302"
Выступление на Методическом объединении
Тема: Формирование грамматических навыков у детей 3-го года жизни- согласование существительных и местоимений с глаголами, употребление глаголов в прошедшем и будущем времени-группа №1
Выполнила: воспитатель группы №1
Гвоздева Екатерина Васильевна
Новосибирск 2020г.
Публикация «Формирование грамматических навыков у детей 3-го года жизни, Согласование существительных и местоимений с глаголами» размещена в разделах
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. От уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Все вы знаете в ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область неслучайно.
Речевое развитие является важным направлением многоаспектного целостного процесса развития дошкольников.
Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности.
Основные задачи развития речи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, звуковой культуры речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста.. В группах раннего и младшего возраста всё чаще появляются дети с малой речевой активностью что, безусловно, отрицательно может повлиять на общее развитие ребенка, и его мышление. Без правильного обеспечения развития, невозможно развитие речи, как средства общения между сверстниками, поэтому я максимально уделяю внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря ребенка, ввожу обще употребляемые существительные, глаголы, прилагательные, наречия. А также при общении с ребенком проявляю внимание, заинтересованность, как можно больше говорю с ребенком на разные темы.
Если ребенок неохотно идет на контакт, то я терпеливо помогаю ему в этом. Если ребенок заговорил со мной, я внимательно выслушиваю его и в дальнейшем продолжаю разговаривать с ним. Ни в коем случае не останавливаю его. Считаю необходимым продолжать учить говорить в течение всего дня! Говорить во время игры, говорить во время одевания и раздевания, во время кормления, умывания, говорить во время прогулки и т. д.
В раннем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. Я стараюсь при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю самостоятельные рассуждения ребенка.
В моей I младшей группе есть дети, которые плохо говорят. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас. Помогаю детям найти ответ с помощью наводящих вопросов (Что кукла Маша делает за столом ( ответы: кушает. ю рисует, лепит. Детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности, именно поэтому я как можно чаще даю возможность детям говорить вместе. В этом возрасте дети, как правило, все свои действия «проговаривают». Ни в коем случае я не пресекаю это, не ограничиваю детей.
Какие показатели свидетельствует о том, что речь детей раннего возраста развивается полноценно?
Дети нашей группы могут выполнять простые словесные поручения, воспринимают несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.); начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте.
У них хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы. Дети с готовностью откликаются на мои предложения почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге. Решение, каких задач может обеспечить необходимый уровень речевого развития?
Во-первых, интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение художественных текстов; игры с текстами и т. п.). Чередование различных приемов обучения и прежде всего пояснений, указаний и показов (образца, способа действия) с игровыми заданиями. Приведу пример.
Я говорю детям: "Ав-ав-ав, – лает собачка. Как она лает?" А как она ходит? Как будет лаять?. Собачка, которую я заведу ключом (делает имитационное движение, должна лаять: ав-ав-ав".
• Сочетаю хоровые ответы детей с индивидуальными. На занятие по развитию речи как и др занятиях делю детей на группы Как правила дети в первой подгруппе уже хорошо говорящие. .Дети первой подгруппы стремятся самостоятельно отвечать на вопросы воспитателя, пытаются по своей инициативе о чем-то рассказать ему;
дети второй подгруппы редко самостоятельно отвечают на сложные вопросы (Когда? Почему? Что сделал, но охотно повторяют за сверстниками их ответы. Случаи инициативной речи редки; .в быту в основном молчат, имеют невнятную речь.
При формирования грамматических навыков происходит и обогощения словаря. Т. к. обогощение и уточнение словаря, ребенок слышит в речи взрослых новое слово, понимает, запоминает и включает во фразовую речь, сочетая с другими словами.
Показ с называнием. Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. Поэтому, знакомя детей с новым объектом, необходимо вместе с ними внимательно рассмотреть его, сообщить название, а если возможно, и обследовать. Например, терем и теремок удобнее рассмотреть на картинках, а туесок или короб лучше потрогать, а еще лучше примерить.
• Многократное повторение нового слова или фразы (Это кукла Маша она рисует. Что Маша делает? Ответы (рисует, рисовала) а сейчас Машенька пойдет спать, что будет делать Машенька? (ответы детей- ляжет спать, пойдет спать, уснет)
Объяснению происхождение слов. Прием побуждает детей вслушаться в звучание слова и радоваться догадке. ("Лягушка-квакушка. Почему квакушка? А почему мышка-норушка?")
• Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами. ("Клюет. Курочка клюет. У нее клюв. И у цыпляток – клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки. Курочка быстро клюет, и цыплятки стараются клевать быстро".) будет клевать, а что она делали? Клевали.
• Поручаю, предполагающие ответ действием. ("Найди…", "Принеси…", "Покажи…", "Дай…", "Сделай…") Двигательные ответы могут показать, что малыш начал осваивать материал, хотя в активной речи это еще не нашло отражения.
Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься над вопросами причинно-следственного характера: "Почему?", "Зачем?", "Когда?", "Как?". Необходимость ответить на эти вопросы активизирует в речи детей большое число синтаксических конструкций, среди которых встречаются простые распространенные предложения, а у некоторых малышей старше двух с половиной лет – и сложные. И хотя вопросы причинно-следственного характера трудны для детей этого возраста, тем не менее педагогу следует использовать их чаще, помня о том, что реальные отношения между предметами ребенок начинает понимать раньше, чем научится отражать их в речи.
• Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Например, дети объясняют, кто как подает голос (квакает, крякает "мяукает, что можно делать ножницами, сачком, кисточкой; угадывают, что изменилось. ("Катя спряталась за домик"; "Выросло много грибов"; "Убежал далеко" и т. д.) При проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки.
• Договаривание детьми слов. Этот прием используется при повторении знакомых сказок, потешек. Употребляется он и при совместном с детьми составлении рассказов на бытовые и другие темы. Например, педагог начинает рассказывать. Не договорив какую-то фразу, он задает детям вопрос. Наиболее удачный ответ ребенка ложится в основу следующей фразы. ("Захотелось Мурке есть. Пошла Мурка к Катеньке. Катенька дала Мурке… что дала? (Молока.) Молоко Катя налила… куда? во что? (В блюдечко. Что даст Катенька? Куда нальет?
Даю детям разнообразные поручения, которые стимулируют их общение со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети насти и расскажи мне.», «Предупреди Аришу. Что ты сказал Диме? И что он тебе ответил?»).
Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2—4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?» Куда ходила? Что делала). Связная речь. Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие (что? кто? что делает) и более сложные вопросы (во что одет? что везет? кому? какой? где? когда? куда). Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок. Предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа («Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ела суп»). Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке, о событии из личного опыта.
В заключении хочу сказать что с началом учебного года и по сегодняшний день словарный запас детей увеличился, дети хорошо говорящие уже начинают задавать вопросы (А куда пойдем? А что будем кушать? Могут рассказать родителям что лепили, например Полина Вертакова показывает маме рисунки и говорит :смотри что нарисовала, в начале года просто приносила рисунок и отдавала маме. Продолжаю работу с мало говорящими детьми используя различные методы в работе описанные выше. К концу года ставлю задачи чтоб дети не только отвечали в настоящим и прошедшем времени на вопросы взрослых, но и в будущем и могли сами задавть данные вопросы.
В группе 16 человек,из них хорошо говорящие 7 человек (Бондаренко Настя, Осокин Егор. Пинженина Таня, Прототопова Даша, Пурескина Яна, Рудыч Настя, Фадеева Аделина, данный дети разговаривают предложениями,могут построить вопрос и задать его. Могут пересказать небольшую сказку.
Говорящие но плохо 5 человек Вертакова Полина, Поляков Дима, Савчишина Арина, Шерин Михаил, Хомяков Андрей, данная группа говорит только однофразово, предложения еще только формируются, могут только спросить (ГДЕ? Зачем? Куда) полностью построить предложение не могут.
Так же есть и не говорящие Вернер Полина, Попова Амалия,.Амалии только начинается развиваться речь, но однофразовая и у не всегда понятно что она говорит