Наталья Григорович
Конспект занятия «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
Цель. Развитие диалогической речи посредством художественной литературы
Задачи:
1) Развитие словаря:
- обогащать словарь детей словами: горница, сочла, совесть;- активизировать в речи детей названия фруктов, употребление фразеологизмов, пословиц.
2) Ознакомление с художественной литературой:
- продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;
- учить внимательно и заинтересованно слушать рассказ;
Публикация «Конспект занятия „Чтение рассказа Л, Н, Толстого „Косточка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Толстой Л.Н.
- «Косточка», Толстой Л.Н.
- Темочки
- способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;
- обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.
3) Связная речь:
- развивать умение поддерживать беседу;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или не согласие с ответом товарища.
4) Звуковая культура речи :
- совершенствовать интонационную выразительность речи.
Методы: наглядный (опосредованный, словесный (беседа).
Приё мы: наглядные (показ иллюстраций книги, корзины фруктов, словесные (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, вопрос, подсказ).
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, корзина с фруктами (муляжи, книги Л. Н. Толстого «Косточка», «Котёнок», «Прыжок», «Слон», «Пожар».
Ход:
Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
Посмотрите сколько у нас красивых красочных книг. У всех этих книг один автор, вот его портрет…
- Кто знает, как его зовут? (Лев Николаевич Толстой) - Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Он писал большие книги для взрослых и маленькие рассказы для детей. У него была своя школа для сельских ребят, вот для них он и писал свои рассказы.
- А какие рассказы Толстого мы читали? (ответы детей)
- Посмотрите, вот некоторые его книги: рассказ «Котёнок», «Прыжок», «Слон», «Пожар».
Присаживайтесь на стульчики…
- сегодня я хочу познакомить вас еще с одним рассказом Льва Николаевича Толстого, «Косточка»
Посмотрите на обложку…Кто изображен на ней? В этой книге много красочных иллюстраций, а нарисовал их Алексей Федорович Пахомов. В рассказе «Косточка» рассказывается история мальчике Ване и сливах….
Словарная работа. ….
-В рассказе встретится такое выражение «покраснел как рак», как вы думаете, что оно может обозначать? (от стыда стал красного цвета)
- Правильно, в природе раки серого цвета, но когда их варят они краснеют, поэтому в народе и появилось такое выражение «покраснел как рак», когда человеку становится стыдно, он тоже краснеет и говорят: «Покраснел от стыда».
- А что такое горница? (Светлая, красивая комната)
- как вы понимаете слово СОЧЛА- (посчитала)
Приготовились слушать рассказ, сели правильно, красиво, выпрямили спинки…
Чтение рассказа «Косточка»….
Беседа по содержанию….
-Понравился вам рассказ?
- Про кого этот рассказ? (Про мальчика Ваню)
-Где лежали сливы? (сливы лежали на тарелке)
-Почему Ваня всё нюхал сливы? – (они очень ему нравились. Ваня никогда не ел сливы, ему очень хотелось попробовать их. Он всё нюхал их…Он всё ходил мимо слив)
-А что он сделал? – (пока никого не было в горнице (в комнате) он взял сливу и съел. не просто взял, он схватил одну сливу и съел.)
-Как мама узнала? (Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.)
-Что спросил за обедом отец? (Отец спросил, не съел ли кто одну сливу)
-А что ему ответили дети? (Дети ответили, что не ели сливу)
-А Ваня признался? (Нет, Ваня не признался)
-А как он себя повёл? (Покраснел, как рак, сказал что не ел)
-А что отец сказал дальше? (Отец сказал, что боится, если кто-то проглотит косточку от сливы, то через день умрёт.)
-Почему все засмеялись? –(потому что Ваня выдал себя, сказав, что косточку выбросил за окошко)
- А как вы думаете, почему Ваня заплакал? (ему стало стыдно)
-А как бы вы поступили на его месте?
(попросить прощения, а лучше спросить разрешение у взрослого)
- Молодцы!
В: А сейчас немножко отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
Овощи (наклон) и фрукты (руки вверх)
Вкусные продукты (гладим живот)
В огороде (наклон) и в саду (руки вверх)
Для еды я их найду (гладят живот)
Ребята, смотрите, что я вам принесла. Как можно одним словом назвать? Правильно, это фрукты. А в каких фруктах есть косточки? А у вас есть любимый фрукт? Я предлагаю вам составить маленький рассказ о своем любимом фрукте, а поможет вам в этом мнемотаблица. Посмотрите внимательно на свою схему, подумайте …Кто хочет рассказать?
Читаю рассказ еще раз
А сейчас мы раскрасим наши фрукты. А рисовать мы будем необычным способом – платилином. Нам этот способ знаком. Мы будем отщипывать от большого куска пластилина мал. Скатывать шарик или колбаску, прижимать к форме и размазывать по заготовке. Приступаем.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
-Ребята, а кто запомнил, как называется рассказ, который мы сегодня читали? (Косточка)
Правильно, А кто автор этого рассказа? (Лев Николаевич Толстой великий, русский писатель)
- Чему же научил вас этот рассказ? - учит нас не брать без разрешения
-учит нас признаваться, если сделал что-нибудь плохое
Ребята, есть такая пословица «Тайное всегда становится явным», как вы думаете она подходит к нашему рассказу (да)
- Почему? (Потому что Ваня съел сливу, думал никто не узнает об этом, но все узнали, и ему стало стыдно.)
-Думаю, если с вами случиться такая ситуация, вы обязательно поступите правильно.
-Спасибо вам, вы большие молодцы! Мне понравилось, как вы активно отвечали на вопросы, выполняли задания.
-Занятие законченно.