Инесса Матюшенко
Конспект занятия для учащихся в 4 классе «Барбос и Жулька»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
Цель: познакомить детей с рассказом А. И. Куприна «Барбос и Жулька».
Задачи:
- образовательные:
ознакомление с некоторыми эпизодами жизни и произведением А. И. Куприна «Барбос и Жулька»;
ознакомление с новыми литературными жанрами;
раскрытие смысла рассказа А. И. Куприна «Барбос и Жулька», смысла дружбы и верности;
обучение анализировать поступки героев;
обогащение словарного запаса учащихся.
- коррекционно-развивающие:
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
корригировать внимание;
корригировать и развивать устную речь;
корригировать и развивать связную речь;
корригировать и развивать память (кратковременную, долговременную);
корригировать и развивать зрительное восприятие;
создание условий для формирования умений самостоятельной работы с текстом;
формировать навык чтения.
- воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям;
воспитывать умение работать в команде;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать любовь к животным;
прививать интерес к культуре;
- здоровьесберегающие:
планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
следить за правильной осанкой детей;
способствовать созданию благоприятного психологического климата;
соблюдать режим охраны зрения.
Оборудование:
- техническое оснащение:
компьютер, проектор, доска.
- демонстрационный материал:
портрет А. И. Куприна, выставка книг.
- индивидуальные наглядные пособия:
карточки для самостоятельной работы
Ход УРОКА
I Этап урока. Организационный
момент.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя ленится,
Так как мы ученики.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
Дети проверяют свою готовность к уроку.
Корригировать внимание.
II Этап урока.
Проверка домашнего
задания.
- Что было задано к уроку?
- Прокомментируйте свои рисунки.
Ответы детей. (Рисунок к рассказу В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке», внимательно прочитать рассказ,
ответить на вопросы (1 и 2) учебника.) Ученики комментируют свои рисунки и отвечают на вопросы.
Проверка домашнего задания.
Коррегировать и развивать устную связную речь.
Физминутка для дыхания.
1. Задувание «свечи». - Дуть на листок бумаги, чтобы «свеча» не погасла.
2. Ловля «комара». - Набрать полные легкие воздуха и при выдохе произносить звук «з» как можно дольше, в конце хлопок.
3. «Нюхаем цветы».
Чистоговорка.
(чтение наизусть, хором, шепотом) :
Камышам пищала мышь:
Шорох ваш нарушил тишь!
Шепчут шумно камыши:
- Тише, мышка, не шурши!
Шелест твой услышит кошка.
Шла бы к бабушке ты, крошка.
Нас ослушаешься, мышка, -
Кошка - цап, тебя, глупышка!
В общем, мышь, не шебурши,
Лучше в норку поспеши.
Не послушалась их мышка,
Запищала вновь малышка:
- Для меня, бесстрашной, кошка -
Что для той же кошки — мошка.
Стой поры не слышно мышки,
Шаловливой хвастунишки.
Дети вместе с учителем проводят физминутку.
Подготовить детей к чтению.
Выполнить упражнения для дыхания.
III Этап урока.
Знакомство с писателем. Просмотр видео фильма о А. И. Куприне.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом хорошо известного писателя.
- Если вы соотнесете цифры с буквами, то отгадаете фамилию этого автора.
Слайд.
р
К
н
у
и
п
4
1
6
2
5
3
(каждая ячейка с буквой соответствует ячейке с цифрой)
- Правильно, это Александр Иванович Куприн.
Фамилия Куприн происходит от названия речушки в Тамбовской губернии Купры.
Просмотр видеофильма о А. И. Куприне.
(Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в уездном городе Наровчат, в Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника И. И. Куприна. Мать Любовь Алексеевна после смерти мужа переехала в Москву, где прошло детство и юность будущего писателя.
Учился в Александровском военном училище. Свою военную юность Куприн написал в повести «На переломе - «Кадеты» и в романе «Юнкера». Александр Иванович всегда мечтал стать поэтом, но его первые стихи не были опубликованы. Первое произведение, увидевшее свет — рассказ «Последний дебют» (1889г.).
Четыре года Куприн состоял на офицерской службе. Это сильно на него повлияло. В 1893-1894 г. в Петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание».
Жизни русской армии посвящены серии рассказов: «Ночлег» (1897г., «Ночная смена» (1899г., «Поход». В 1894 году Куприн вышел в отставку, переехал в Киев. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.
В 90-х годах Куприн познакомился с Буниным, Чеховым, Горьким.
В 1901 году переехал в Петербург и начал работать секретарем «Журнала для всех».
Женился на Марии Карловне Давыдовой, родилась дочь Лидия.
В Петербургских журналах появились рассказы «Болото» (1902г., «Конокрады» (1903г.», «Белый пудель» (1904г.». В 1905 г. вышло наиболее значительное произведение — повесть «Поединок», имевшее большой успех. Выступление писателя с чтением отдельных глав «Поединка», проходили с большим успехом, стали событием культурной жизни столицы.
В 1907 году женился вторым браком, на сестре милосердия Елизавете Моринцовне Гейндрих.
Родилась дочь Ксения. Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном М. Горьким.
Осенью уехал за границу. За 17 лет, что он прожил в Париже было написано множество литературных произведений.
В годы эмиграции Куприн пишет три большие повести, много рассказов и статей.
В ночь на 28 августа 1938года Александр Иванович Куприн умер от тяжелой болезни (рака языка).
- Куприн.
(Дети угадывают по карточке фамилию писателя)
Познакомить детей с жизнью и творчеством А. И. Куприна.
Коррегировать внимание.
Прививать интерес к культуре.
IV Знакомство с темой урока.
Чтение учителем стихотворения.
На свете множество собак -
И на цепи, и просто так;
Собак служебных — пограничных,
Дворовых, «шариков» обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из-под лавок,
Из тех изнеженных болонок
Чей нос курнос, а голос тонок,
И ни на что уже не годных -
Бродячих псов всегда голодных.
- Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?
- Кто будет героями нашего урока?
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением А. И. Куприна «Барбос и Жулька».
- Сегодня на уроке речь пойдет о собаках.
- Собаки.
Коррегировать внимание.
Развивать устную речь.
Прививать любовь к животным.
V Подготовка к чтению.
- Прежде чем прочитать рассказ подготовимся к чтению.
1. Работа со смещением логического ударения: Слайд.
У ёлки иголки колки.
У ёлки иголки колки.
Уёлки иголки колки.
2. Прочитать а) с осуждением;
б) с жалостью;
в) с укором
поговорку
«Проворонила ворона вороненка».
3. Скороговорки:
Ба-ба-ба — из торчит труба.
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа.
За-за-за — уходи домой коза.
Ло-ло-ло — на улице тепло.
Му-му-му — молока кому?
Ре-ре-ре — метём сор во дворе.
Су-су-су — очень холодно в лесу.
4. Работа с трудными словами.
Сталактит — имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.
Флирт — любовная игра, кокетство.
Фестоны — выступы зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.
Чиновники — государственные служащие.
Деликатный — вежливый, мягкий в обращении.
Полный карьер — самый быстрый конский бег.
Триумф — блестящий успех.
Подпалина — рыжеватое или белесое
пятно на шерсти.
Лицемерие — поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.
Лицемерный — отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.
Лавры — ветви лаврового дерева, венок из них — символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (переносное) — пользоваться плодами успехов).
Репяхами — репейник.
Искони — издавна.
Приземистый — 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.
Трудные слова. Слайды.
От-да-лен-ные
при-ка-са-лись
бол-та-ю-щих-ся
ста-лак-ти-тов
при-над-ле-жа-ла
рас-прост-ра-нен-ной
пе-ре-вёр-ты-ва-лась
поп-ро-шай-ни-ча-ла
от-корм-лен-но-го
пе-рес-та-вав-шим
ди-пло-ма-ти-чес-ких
рас-по-ря-жа-лись
Сначала читает один ученик, затем хором.
Сначала читает один ученик, затем хором.
Чтение хором.
Развивать и коррегировать речь учащихся.
Подготовить детей к чтению.
VII Комбинированное чтение рассказа (учитель / ученик)
- Ребята, сейчас мы будем читать рассказ. Я начну, а кто-то продолжит, поэтому следите очень внимательно.
- Читая рассказ, подумайте, какие отношения были у Барбоса и Жульки.
Комбинированное чтение (учитель / ученик).
Барбос и Жулька были друзьями.
Коррегировать внимание.
Формировать навык чтения.
Развитие устной речи.
Физминутка для глаз во время чтения.
А сейчас давайте снимем усталость с мышц глаз.
Руки за спинку, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим – на парту смотри
И снова наверх – где там муха летит?
Глазами вращаем, поищем ее.
И снова читаем. Немного еще.
Дети вместе с учителем выполняют упражнения для глаз.
Снять усталость с мышц глаз.
VIII Работа над осознанным чтением.
1) Анализ рассказа.
- Какие отношения были у Барбоса и Жульки.
- Понравился вам рассказ?
Какое впечатление он на вас произвел?
- Как вы думаете, зачем автор так подробно описал собак?
- Ожидали ли вы от Жульки такого поступка?
Почему?
- Прочитайте, как автор описывает собак?
- Почему, описывая Барбоса, Куприн
использовал целый обзац, а описывая Жульку только одно предложение?
- О чем говорит этот поступок?
- Как вы думаете почему собака умерла?
- А почему люди и животные испугались бешеной собаки?
Объяснение учителя.
Бешенство — это заразная болезнь, от которой умирают.
2) Работа над иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?
- Какой эпизод изобразил художник?
- Какие слова описывают характер Барбоса?
Прочитайте.
- Какие слова описывают характер Жульки?
Прочитайте.
3) Работа с карточками для самостоятельной работы.
- У каждого на парте карточка. Дайте характеристики Жульки и Барбоса. Запишите.
Барбос
Жулька
Проверка. Учитель на доске записывает ответы детей.
- Они были друзьями.
- Очень понравился, но не понравилась концовка рассказа, жалко собаку Жульку.
- Автор так подробно описал собак для того, чтобы было понятно какой у них характер.
- Нет, не ожидали. Больше ожидали от Барбоса, ведь Жулька такая маленькая, трусливая.
Дети находят вкниге описание собак и читают его.
- Автор хотел показать незначительность Жульки.
- Этот поступок говорит о ее смелости.
- Она перенервничала и очень испугалась.
-Все боялись, что собака их покусает и они от нее заразятся.
- На иллюстрации изображены Барбос и Жулька.
- Прощание собак. Жулька умирает.
Дети зачитывают отрывок.
Дети зачитывают отрывок.
Дети записывают характеристики собак.
Коррегировать внимание.
Формировать навык чтения.
Развитие устной речи.
Обогащение словарного запаса.
Воспитывать любовь к животным.
Воспитывать самостоятельность
IX Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Можем ли мы назвать поступок Жульки подвигом? Почему?
- Кристина приготовила нам стихотворение про собаку. Давайте послушаем.
Оценивание детей.
- Вы все сегодня хорошо поработали, спасибо за урок.
- Жизнь и творчество А. И. Куприна. Познакомились с рассказом «Барбос и Жулька».
Можем, так как Жулька спасла людей от бешеной собаки.
Чтение стихотворения Асадова.
«Глаза покинутой собаки»
Глаза покинутой собаки
Мне снятся ночью. Как тут быть?
Ее обидеть может всякий,
И даже попросту убить.
Для комнатных нужна порода,
А для дворовых - злобный нрав.
Ее обидела природа, достоинств этих ей не дав.
Хозяева прогнали прочь,
И я не в силах ей помочь!
В моей квартире коммунальной
Она помехой будет всем,
Но плач ее призывный, дальний
Мне душу вымотал совсем!
И вот, настойчиво и глупо
Я всех прошу, забыв покой:
- Плесните ей немножко супу!
Погладьте ласковой рукой!
Хоть на часок пустите в сени!
Пускай погреется она.
Она поймет, она оценит,
До смерти будет вам верна!
О, одиночества огромность,
И невозможность потерять
Собачью вечную готовность
Любить, служить и доверять!
Пусть человек добрее будет!
Не прихоть это, не пустяк.
Внимательней вглядитесь, люди,
В глаза покинутых собак!
Обобщить знания, полученных на уроке.
X Домашнее задание.
с. 210 — 215, выразительное чтение.
Придумать другую концовку.
Этапы и виды работы на
этапе
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Какие задачи решались в ходе выполнения заданий