Наталья Ткач
Конспект открытого занятия для учащихся 12–18 лет «Если хочешь быть здоров»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Актуализация и систематизация у воспитанников правильного представления о здоровье, здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательные задачи: обобщить и расширить знания воспитанников о главных составляющих здорового образа жизни, обучить правилам и приёмам защиты проекта, расширять словарный запас понятиями: «этиловый спирт», «этанол».
Развивающие задачи: развивать интерес к познавательной деятельности, коммуникативные навыки, мотивацию к получению новых знаний
Публикация «Конспект открытого занятия для учащихся 12–18 лет „Если хочешь быть здоров“» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Открытые занятия. Конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитательные задачи: воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью, стремление к здоровому образу жизни, культуру поведения и общения через работу в группах.
Материалы для занятия.
- мультимедийный проектор, презентация;
- плакат и стенгазета, оформленные детьми;
- информационная папка «Правильное питание – залог здоровья»;
- карточки с изображением различных алкогольных и безалкогольных напитков;
- раздаточный материал – этикетки с изображением напитков.
- негативный персонаж «этанол»;
- позитивный персонаж «солнышко»;
План.
1. Вступительная часть:
1) Организационный момент;
2) Вступительная беседа с учащимися по вопросам, сообщение темы.
2. Основная часть:
1) Разговор-беседа с воспитанниками о модели здоровья, его составляющих, о правилах здорового образа жизни.
2) «Чистота – залог здоровья» (Сообщение воспитанника о правилах гигиены)
3) «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» (Беседа с воспитанниками)
4) Режим дня (Сообщение воспитанника)
5) «Правильное питание – залог здоровья» (Сообщение воспитанника по информационной папке)
6) Физминутка «Весёлая зарядка»
7) Сообщение материала о вредных привычках, анекдот о курении и рассуждение над его смыслом.
8) Небольшая беседа об алкоголизме.
9) Дидактическая игра «Какие напитки принято называть алкогольными».
10) Небольшая беседа о наркомании.
3. Заключительная часть:
1) Подведение итога занятия.
2) Чтение стихотворения воспитателем «Мы рождены, чтоб жить на свете долго».
3) Просмотр фильма «Как мы работали над проектом»
Ход.
Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые взрослые, дорогие ребята.
Ребята, как вы уже догадались, сегодня занятие пройдёт немного в необычной для вас обстановке, здесь, в музыкальном зале. А теперь внимание на меня. Я хочу посмотреть на ваши сияющие лица. Вот молодцы!
Воспитатель. Ребята! Мы с вами работали над проектом «Молодёжь выбирает здоровый образ жизни» Вот и сегодня на нашем занятии, которое называется «Если хочешь быть здоров» мы подведём итог нашим занятиям, беседам и творческой работе. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Мы с вами составили схему здоровья. Итак, что включает в себя понятие здоровье? (ответы детей)
Физическое здоровье
Психологическое здоровье
Социальное здоровье
Воспитатель. Здоровье – одна из важных жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Современные школьники хоть и считают здоровье в числе важнейших ценностей, но не хотят что-то делать для его сохранения и улучшения. Большинство школьников считают, что их запас здоровья довольно-таки прочный и организм может много выдержать. Но это не правильно. Учёные установили следующий ряд факторов, влияющих на здоровье человека. И в первую очередь – это образ жизни человека, затем – наследственность, состояние окружающей среды, уровень развития здравоохранения и качества медицинских услуг.
А теперь давайте с вами вспомним, что же такое здоровый образ жизни? Что включает в себя это понятие и как мы можем повлиять на своё здоровье? (ответы детей) Правильно, а теперь давайте более подробно остановимся на каждом из них. Итак, …
Чистота – залог здоровья.
Воспитатель. Какие правила гигиены нужно соблюдать, расскажите. (Слайд. Сообщение воспитанника)
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! (Слайд)
Воспитатель. Ребята, все вы, наверное, слышали такое высказывание «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» Закаляться можно воздухом, водой и солнцем. Что вы знаете о закаливании водой? (ответы детей) Что такое солнечные ванны и как надо правильно загорать? (ответы детей) Какую пользу приносят прогулки на свежем воздухе? (ответы детей)
Режим дня (Слайд)
Воспитатель. Чтобы плодотворно учиться, хорошо отдыхать, заниматься интересными делами, нужно строго соблюдать режим дня. А что такое режим дня? Расскажите о своём режиме дня. (Сообщение воспитанника)
Правильное питание – залог здоровья. (Слайд)
Воспитатель. В укреплении здоровья большую роль играет правильное питание. Л. Н. Толстой говорил: «Если бы люди ели тогда, когда они голодны, и если бы питались простой чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней» Работая над проектом, мы оформили информационную папку «Правильное питание – залог здоровья» Что же вы узнали о правильном питании, полезных и вредных продуктах? (Сообщение воспитанника по информационной папке)
Кто спортом занимается, тот силы набирается. (Слайд)
Воспитатель. Занятия спортом и физкультурой делают наш организм крепким, сильным и выносливым. Привыкать к спорту надо с ежедневной зарядки. Давайте вспомним и продолжим пословицы о спорте:
- Движение – это (жизнь)
- Люди с самого рожденья (жить не могут без движенья)
- Двигайся больше (проживёшь дольше)
- Кто спортом занимается (тот силы набирается)
Воспитатель. Каким спортом занимаетесь вы? В какие спортивные игры любите играть? (ответы детей)
Весёлые движения, полезные движения,
Кто ими занимается – достоин уважения!
А сейчас давайте встанем и сделаем физкультминутку.
Физминутка «Весёлая зарядка»
Воспитатель. Ребята, к факторам риска, которые способствуют развитию болезней относятся различные воздействия агрессивной среды. Особое место среди них занимают так называемы «дурные привычки и склонности» Кто может назвать мне эти привычки? (ответы детей)
Правильно. Алкоголь, курение, наркотики – эти слова, как ни печально, известны каждому взрослому, подростку и, даже, ребёнку. Но в последнее время к ним привыкают очень молодые люди, которые ещё не понимают какой вред приносят здоровью вредные привычки.
Вы очень много слышали о вреде курения. (Слайд) Так почему же, зная это, находятся из вас те, кто берутся за сигарету? Запретный плод всегда сладок? Или, может быть, это желание следовать моде, стать как все, которое часто возникает в вашем возрасте? (ответы детей) Я хочу рассказать вам один анекдот: Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет». Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:
- А почему стариком не буду?
- Потому что до старости не доживёшь.
- А почему собака не укусит?
- Так с палкой ведь будешь ходить.
- А почему вор в дом не залезет?
- Потому что всю ночь будешь кашлять.
Запомните:
1) Кто курит табак, тот сам себе враг.
2) Табак – уму не товарищ.
3) Курильщик - сам себе могильщик.
Воспитатель. Ребята, а вы поняли смысл этого анекдота? (ответы детей) Да, правильно. А знаете ли вы, что для девочек и будущих девушек сигарета представляет собой особую опасность? Ведь кроме огрубления голоса, строения лица, возникает угроза либо никогда не стать матерью, либо произвести на свет малыша с врождёнными уродствами. Тем более, что девочки и девушки быстрее привыкают к курению, им сложнее отказаться от него. А сейчас Настя прочитает нам стихотворение «Коварная сигарета»
Твоё имя: «сигарета»,
Ты красива, ты сильна.
Ты знакома с целым светом,
Очень многим ты нужна.
Мозг и сердце ты дурманишь,
Молодым и старикам,
Независимо от знаний,
Прямо скажем, слабакам,
Запомни: человек не слаб,
Рождён свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я человек! Я должен жить!»
Воспитатель. Курению по древности не уступает и другой порок – пьянство. (Слайд) Вода смерти или Зелёный Змий немало горя принёс людям во всём мире. Человек не знал алкоголя долгие сотни тысяч лет. Приобщение к пьянству - сравнительно молодая ошибка человечества. Перейдя на оседлый образ жизни, люди стали заниматься земледелием, овладели гончарным искусством. Они заметили, что достаточно поставить в закрытом сосуде раздавленные ягоды винограда или другие плоды, как через несколько дней можно обнаружить напиток, обладающий, как им казалось, чудодейственными свойствами, у людей появлялась болтливость, хвастливость, агрессивность. Но наши далёкие предки пили в строго определённых ситуациях, связанных с обрядами, обычаями, а не для того, чтобы напиваться. Послушайте, как говорят в народе о пьянстве: «Пьянство ведё т за собой 6 зол: бедность, раздор, болезнь, потерю репутации, позор и ослабление умственной активности. Недаром говорят: «Потянешься за водкой – будет жизнь короткой». Ребята, а сейчас мы поиграем в дидактическую игру, которая называется: «Какие напитки принято называть алкогольными».
Дидактическая игра «Какие напитки принято называть алкогольными»
Часто от взрослых вы слышите такие слова, как алкоголь, алкогольные напитки. А кто мне скажет, какие напитки называются алкогольными? (ответы детей) Правильно, алкогольными называются те, в которых находится этиловый спирт, он же винный спирт, или этанол, который входит в состав всех без исключения спиртных напитков. Термин «алкоголь»- это синоним слова этанол или этиловый спирт.
Давайте посмотрим вот на эти картинки (Слайд, на слайде картинки с изображением различных напитков: молоко, простокваша, газированная вода, кола, минеральная вода, квас, сок, пиво, водка, шампанское, алкогольный коктейль)
Воспитатель. Ребята, внимательно посмотрите и скажите, какие из этих напитков алкогольные, а какие – нет. (Фронтальный опрос, один воспитанник показывает алкогольные напитки, другой – безалкогольные)
Для того, чтобы выяснить содержание алкоголя в любом виде спиртного, достаточно изучить этикетку бутылки, на которой указано, какую часть от общего объёма напитка составляет этиловый спирт. Например, в пиве – от 2 до 6% спирта, в сухом вине – от 7 до 12%, в водке – около 40%. Этот признак помогает нам понять, является ли данный напиток алкогольным.
Дети разделены на 2 команды. На столах раздаточный материал – карточки - этикетки (всего 6 этикеток) – пиво, простокваша, шампанское, минеральная вода, вино, сок, негативный персонаж «этанол», позитивный персонаж «солнышко».
Воспитатель. Ребята, внимательно рассмотрите этикетки и по информации о процентном содержании в них этилового спирта, решите, какие из них относятся к алкогольным, а какие - к безалкогольным напиткам. На этикетке с безалкогольными – прикрепите изображение солнышка. (после окончания работы – опрос по результатам деятельности)
Молодцы, ребята, справились с заданием хорошо. Таким образом, сделаем вывод нашей игры, что алкогольными являются все те, в состав которых входит даже незначительное количество алкоголя.
Воспитатель. Ребята, мы разобрали с вами опасные привычки под названием алкоголь и курение. Употребление наркотиков, к сожалению, стало распространённым явлением в нашем обществе. Официальная статистика в отношении наркомании очень тревожна.
В течение последних 6 лет распространенность наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз.
Сам термин "наркомания" связан с понятием "наркотик" (от греч. narkotikos- усыпляющий).
Группу наркотиков в узком смысле слова составляют так называемые опиаты – вещества, которые добывают из мака: морфин, кодеин, героин, метадон.
Говоря о наркомании, мы имеем ввиду вещества, формирующие психическую зависимость от их потребления. Таким образом, в настоящее время термин "наркотическое вещество" (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.
Согласно международному принятому определению, наркомания - это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определённое вещество (или вещество из определённой группы) в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества несмотря на пагубные последствия. Синонимом термина наркомания является понятие "зависимость".
Воспитатель. Ребята, скажите, что для вас было самым трудным в данном проекте? Каково ваше мнение, достигнута ли конечная цель проекта? (ответы детей)
Я надеюсь, что после наших с вами бесед и занятий вы станете намного больше ценить красоту и своё здоровье. Потому что прежде всего оно зависит от вас. Наше занятие я хочу закончить стихотворением «Мы рождены, чтоб жить на свете долго»
Мы рождены, чтоб жить на свете долго:
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но, что бы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить!
Спроси себя: готов ли ты к работе –
Активно двигаться и в меру есть и пить?
Отбросить сигарету? Выбросить окурок?
И только так здоровье сохранить.
Взгляни вокруг: прекрасная Природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку, друг! Давай с тобой поможем
Планете и себе здоровье сохранить!
Воспитатель. А теперь, ребята, я хочу, чтобы вы посмотрели на себя со стороны. Предлагаю вашему вниманию фильм о том, как мы работали над проектом.
Просмотр фильма «Как мы работали над проектом»
Всем спасибо! До свидания!