наталья петровская
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р] на основе сюжета «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе
Индивидуальное занятие
Тема: «Автоматизация звука «Р» на основе сюжета «Птицы»».
Цель:
1. Устранение дефектного произношения звука «Р», работа со звуком «Р» в слогах, словах, предложении.
2. Развитие дыхания и голоса.
3. Развитие фонематического слуха и восприятия.
4. Развитие грамматического строя речи.
Публикация «Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р] на основе сюжета „Птицы“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
5. Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Птицы».
6. Улучшение общей моторики и координации движений.
7. Воспитание любви к природе.
Материал: картинки с изображением птиц (воробей, сорока, ворона, журавль, грач, стриж, снегирь, скворец); зимний и весенний пейзажи; кормушка, цветовые символы звуков; «незнайка».
Содержание деятельности.
Оргмомент
- Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались когда мы насыпали им крошек. Изобразите воробья, испугавшегося кошки, покажите, как мы переживаем и сочувствуем воробью, который побывал в лапах кошки покажите, как он страдал, вырывался.
Основная часть.
- Отгадайте мои загадки. В отгадках есть звуки, которые мы будем повторять.
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крошки собирает. /Воробей. /
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его… /Скворец. /
-Какой звук услышали в слове вор-р-робей? (Звук «Р».) В слове скворец? (Звук «Р».) Звуки произносятся утрированно.
Открывается картинка «Зима».
-Какое время года изображено на картинке? (Зима). Как называются птицы, которые остались зимовать? (Зимующие птицы). Назови зимующих птиц, в названии которых слышится звук «Р» (ворона, воробей, сорока,). Каких ты птиц встречал в городе? (воробья, ворону, сороку.)
Выставляется картина «Весна».
- какие птицы вернулись с юга? Как их называют? (перелетные). Перечислим: Жаворонки, грачи, журавли, скворцы, ….
У птиц появились птенцы, подумай и скажи, как они называются. (У грачей – грачата, у скворцов - скворчата, у журавлей – журавлята.)
Произношение звуков «Р – Рь» в словах.
(Открывается картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки для птиц).
Мы кормушки смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам в кормушку прилетели … .
(Появляется незнайка.)
-Незнайка хочет узнать, кто прилетел к кормушке. Сначала назовите птиц, в названии которых есть звук «Р». (Выставляются картинки – ворона, сорока, воробей, коростель.) На кормушке появились птицы со звуком «Рь» (свиристели, снегири.) К нам не могут прилететь …. (куропатка, тетерева, рябчики). Кого мы увидели на кормушке? (Воробьев, ворон, сорок, коростелей, свиристелей, снегерей.). Какие это птицы? (Зимующие). Наступила весна. С юга вернулись … (грачи, жаворонки, журавли). Мы радуемся встрече с грачами, скворцами, жаворонками. Какие это птицы? (Перелетные).
Согласование существительных с прилагательными.
- Незнайка говорит, что воробей черный. Вы согласны с ним? (Воробей – серый, пестрый.) Какой он? (Быстрый, юркий, шустрый.) О ком это говорится? Серая, хитрая… (ворона). Черный … (грач, скворец). Белобока … (сорока).
Развитие памяти и внимания.
Игры: «Кто улетел?», «Кого нет на кормушке?»
Звуковой анализ и синтез.
Задания детям от имени Незнайки:
- Узнавание птиц по первому и последнему звуку в названии. (в слове первый звук «В», а последний – «Й». – Воробей.)
- Узнавание птиц по перепутанным слогам: бей – во – ро (воробей, на – ро – во (ворона, ка – ро – со (сорока).
Физминутка. Игра «Вороны».
Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны;
Из-за корочки подрались,
Во все горло, разорались:
Кар – кар – кар!
Вдруг собаки выбегают,
Ворон крикливых разгоняют.
Звуки «Р – Рь» в предложениях.
(Восстановление деформированных предложений.)
- Послушайте, какие предложения о птицах составил Незнайка, и помогите исправить допущенные им ошибки.
Юркий воробей «собирать» крошки. (Юркий воробей собирает крошки). «Хитрый» ворона съела корку черствого хлеба. Черный скворец «поселиться» в скворечнике. Тетерева «жить» в лесу.
- Тетерев тетерева в лесу встретил. Послушайте, о чем они говорят.
- Тетерев, тетерев,
Как твои тетеревята?
-Мои тетеревята –
Хорошие ребята.
Твоим тетеревятам
От них привет.
Дети произносят чистоговорку.
Итог.