Наталья Фролова
Технология взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Технология взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников».
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что
в его разум и сердце вошло
из окружающего мира -
от этого, в решающей степени, зависит
каким человеком станет сегодняшний
малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Выполнила: воспитатель
МБДОУ «Детский сад№134»
Фролова Наталья Владимировна
«Дзержинск 2015»
Публикация «Технология взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников» размещена в разделах
Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.
В настоящее время разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Цель нашей работы:установление взаимодействия и формирование равноправных доверительных отношенийвоспитателя с семьями воспитанников.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2. Объединить усилия для развития и воспитания детей;
3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях;
6. Определить основные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи;
7. Предоставить всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности.
Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Ведущей педагогической идеей мы считаем: «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Для того, чтоб достичь наши поставленные задачи педагог использует позитивный настрой на общение, который является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Индивидуальный подход важен не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.
Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей.
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Функции работы ДОУ с семьей.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой воспитательно - образовательного процесса, организуемого в ДОУ.
- Психолого - педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
Новые формы взаимодействия с семьей.
Активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные досуги, спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- семейные проекты "Наша родословная"; и т. д.
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- день открытых дверей;
- газета «Топ» - известия;
- сайт ДОУ
-КВН
- диспуты, творческие встречи;
- родительские гостиные;
Традиционные формы взаимодействия с семьей;
- общие и групповые родительские собрания;
- совместные экскурсии;
- Дни общения;
- Дни добрых дел;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- утренние приветствия;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- тренинги;
- семинар – практикум;
- семейный вернисаж.
Важные моменты:
• все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
• содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
• оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
• содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Всей своей работой воспитателю и сотрудникам ДОУ необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
овые формы взаимодействия с семьей.
Активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные досуги, спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- семейные проекты "Наша родословная"; и т. д.
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- день открытых дверей;
- газета «Топ» - известия;
- сайт ДОУ
-КВН
- диспуты, творческие встречи;
- родительские гостиные;
Традиционные формы взаимодействия с семьей;
- общие и групповые родительские собрания;
- совместные экскурсии;
- Дни общения;
- Дни добрых дел;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно - развивающей среды;
- утренние приветствия;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- тренинги;
- семинар - практикум;
- семейный вернисаж.
С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.
К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:
1. «Родители у нас - народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут».
2.«Спасибо вам за труд большой,
За все, что сделано с душой!»
3.«В группе папа есть у нас,
Он помощник просто класс.
Пилит, чинит и строгает,
Во всем нам очень помогает».
4.«Папы, мамы - молодцы!
Во всем нам помогают.
Белят, красят и поют,
И в игры играют».
Наглядно - информационное направление включает в себя:
- родительские уголки,
- папки - передвижки;
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;
- библиотека - передвижка,
- фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы - друзья природы», «В кругу семьи»,
- фотовыставки: «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»,
- семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья - здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
- эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
- копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали - отвечаем», «Говорят дети», «Носики-курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.