Ольга Чернякова
Технология коллективного взаимодействия детей в системе Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Технология коллективного взаимодействия детей в системе Дьенеша
Речевое развитие дошкольников - одна из основных проблем дошкольного образования.
Формирование коммуникативных учебных действий лежат в основе личностно - ориентированного обучения.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность дошкольников. Они характеризуются умениями слушать и слышать других, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем, выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Целевые ориентации.
-активизировать мыслительную деятельность
Публикация «Технология коллективного взаимодействия детей в системе Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
-организовать внимание учащихся
-повысить интерес к предмету
-связать обучение с жизнью ребёнка, игрой, трудом
Формирование коммуникативной деятельности–это длительный процесс, начинающийся ещё в раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего дошкольного периода, поэтому уже с первых дней малыши приступают к решению таких задач, как:
-планирование учебного сотрудничества с воспитателем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- сотрудничество в поиске решения задач;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
По мере овладения навыками самоорганизации совместной работы дети переходят к качественно новым отношениям с воспитателем и сверстниками- к партнёрским отношениям.
Особенности методики.
Жизнь среди людей, взаимодействие с ними требует особого опыта - опыта человеческих взаимоотношений и опыта коллективной жизни.
Одним из важнейших средств обогащения опыта коллективной жизни являются различные формы коллективной познавательной деятельности. Как наиболее простую из них и доступную для шестилеток необходимо отметить работу в парах. Организация коллективного взаимодействия дошкольников я реализую через игру. Формирование умений работать в парах постоянного и сменного состава.
Групповые игры и игры в парах несут на себе все признаки коллективной деятельности :
- решение коллективной познавательной задачи;
- распределение обязанностей (ролей); обмен способами деятельности и взаимопомощь;
- контроль за результатами деятельности, который осуществляется прежде всего самими участниками игры.
Игры в парах и групповые я ввожу в учебно-воспитательный процесс постепенно, начиная с самых первых занятий.
1 Игра с одним обручем.
Перед игрой ребёнку объясняют значение слов «внутри», «вне».
Обруч кладут на пол. Дети выкладывают около обруча все блоки. Лунтик просит собрать все синие блоки –«камни», а вне обруча все остальные.
2. Игра с двумя обручами. Цель игры - разбить фигуры по признакам: в один обруч собрать только красные фигуры, а в другой обруч–только прямоугольные блоки.
Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам, каждая фигура в одном экземпляре.
3. Игра «Домино». Цель игры заключается в том, чтобы ребёнок не поставил в цепочку одинаковую по форме (размеру, цвету) фигуру.
4. Игра «Собери цепочку». Ребёнок из мешочка достаёт любой блок. Сосед, внимательно рассмотрев блок, подбирает такую же фигуру по форме (толщине, цвету, величине)
4. Игра «Угощение для белок». На столе разложены карточки со знаками символами свойств. Из всех фигур дети выбирают только те, которые соответствуют обозначениям.
Цель игры: развитие умения сравнивать по одному-четырём свойствам;
понимание слов «разные», «одинаковые»; подведение к пониманию отрицания свойств. Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.
5. Игра «Юный конструктор». Детям ставится задача соорудить любой предмет, исключив из постройки только квадратные, синие, большие фигуры. (исключения имеют разные варианты)
6. Игра «Угадай, что изменилось?». Один ребёнок из пары выкладывает фигуры в определённой последовательности от пяти до семи. Соседу нужно запомнить расположение фигур и закрыть глаза. Автор меняет один признак (цвет или форму фигуры). Теперь напарнику предстоит угадать, что же изменилось в ряду.
Для более старших детей предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким признакам на кодирование и декодирование. При этом дошкольнику необходимо выполнить не только действия с блоками, но и правильно объяснить свои действия.
Игр с блоками очень много. Моя цель - показать технологию работы в формировании коммуникативных качеств дошкольников.
Следует отметить, что в коллективной работе с блоками З. Дьенеша формируются навыки контроля и оценочные действия.
Меня не пугают возникающий при этом шум. В групповой игре детьми обеспечивается состояние комфортности, так как они имеют необходимую свободу выбора: сами решают, кто сначала будет говорить, кто потом, высказываются не тогда, когда вызовет и позволит воспитатель, а тогда, когда сами этого хотят. И, как показывает опыт, с формированием привычки к коллективной работе шума на занятиях становится меньше.
Ну, а что касается конфликтов, то, на мой взгляд, они являются подарками для педагога. В отношениях со сверстниками ребёнок чувствует и держит себя свободнее. Поэтому конфликтные ситуации во время групповой работы ярко демонстрируют стиль поведения отдельных детей, отрицательные стороны во взаимоотношениях дошкольников, помогают определить уровень развития опыта коллективной жизни.
Практика организации совместной учебной работы в группе показывает следующие преимущества:
-снижается тревожность;
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность;
-меняется характер взаимоотношений между детьми;
-растёт самокритичность, ребёнок лучше себя контролирует;
-дети становятся более ответственными.