Наташа Кветкина
Метод проектов — эффективная технология формирования патриотических чувств у воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных тем на сегодня. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном поселке, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Публикация «Метод проектов — эффективная технология формирования патриотических чувств у воспитанников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию мы выделили ряд задач:
*Воспитывать у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку;
*Формировать бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
*Расширять представлений о родной земле, ее столице, городах;
* Знакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
*Развивать интерес к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
*Развивать элементарные знания о правах человека;
*Развивать чувства ответственности и гордости за достижения России; формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
*Воспитывать эстетические нравственные нормы поведения и моральных качеств ребенка.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. В семьях нет традиций, которыми ребёнок мог бы гордиться. Ему всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому мы решили создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать, в семье должны появиться какие-либо «ценности», традиции. Мы считаем, что развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Постепенно представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, селом, с окружающей природой. Приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. В нашей группе воспитание нравственно-патриотических чувств у детей идёт через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, о поселке в которой ребёнок живет, о главном городе России - о столице Москве, о своей стране.
Формируя у детей представления о семье, доме, детском саде, о стране, в которой он живёт, происходит освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как личности. Большое внимание мы уделяем воспитанию нравственно - эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Формируем нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и музыкальными произведениями. Происходит развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию. В течении учебного года дети пополнили знания по следующим разделам : «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя поселок - Просвет», «Моя страна Россия»; дети обладают ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Мы считаем, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Чтобы детское проектирование было успешным, мы соблюдаем следующие условия:
* учет интересов каждого ребенка;
* деятельность детей без принуждения;
* предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
* совместное со взрослым поэтапное достижение цели;
* тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
В нашей группе были разработаны и реализованы несколько проектов по патриотическому воспитанию для решения тех задач, которые я озвучила вначале. Это такие проекты, как проект «Моя семья».
Этот проект помог родителям лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.
Проект «Защитники Отечества» особенно актуален в наше время, когда дети черпают информацию, порой очень противоречивую, из телевизионных передач.
В работе над данным проектом мы знакомили детей с историей, культурой, традициями нашей армии, приобщали к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств : смелость, ловкость, сила.
А в заключении проекта провели праздничное развлечение «Мой папа- самый лучший»
Также мы разработали и реализовали проект по патриотическому воспитанию «Подвижные игры народов Поволжья». Проект направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств : смелость, ловкость, сила.
Актуальность проекта :
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.
Мы считаем, что дети должны иметь представление о культуре, быте, играх, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Цель проекта : познакомить детей с подвижными играми народов Поволжья.
Задачи проекта :
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с подвижными играми народов Поволжья.
2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, подвижных играх, фольклора и национальных костюмах.
3. Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского и чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами).
4. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
5. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления детей с народами Поволжья.
6. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
7. Способствовать активному участию родителей в организации досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей с подвижными играми народов Поволжья.
Содержание проекта.
1. Беседа о народах Поволжья.
2. НОД «Дружно мы живем на земле Волжской».
3. Просмотр слайдов о традициях и обычаях народов Поволжья.
4. Ознакомление с народными сказками.
5. Просмотр слайдов на тему: «Национальные костюмы народов Поволжья».
6. Проведение тематического досуга «Подвижные игры народов Поволжья».
7. Подготовка к презентации. Презентация.
Предполагаемый результат проекта.
Создание фотоальбома «Национальные костюмы народов Поволжья».
Создание картотеки «Подвижные игры народов Поволжья»
Создание книги рецептов народов Поволжья
НОД «Дружно мы живем на земле Волжской».
Тематический досуг «Подвижные игры народов Поволжья».
Презентация по проекту
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности дало возможность развивать у наших воспитанников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дети приобрели необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.