Эльмира Фиркатовна
Технология «Утренний сбор»
Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) – это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.
Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех. Таким образом, основная цель проведения утреннего сбора – «создать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребенка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Публикация «Технология „Утренний сбор“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Функции утреннего сбора :
• развивает толерантное отношение к людям;
• формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;
• позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.
Задачи утреннего сбора :
Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:
Создаё т условия для общения детей и взрослых:
• Познавательного характера, если речь идёт об обсуждении новой информации, которую малыши получили с момента предыдущей встречи.
• Делового толка, если говорить о решении организационных вопросов, например, распределении обязанностей при подготовке костюмов к утреннику.
• Межличностного характера, определяющего взаимодействие детей между собой, а также с педагогом.
• Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу, привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку и т. д.).
• Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, малыш ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками.
• Работает над развитием навыков культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п. Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми: воспитателем, младшим воспитателем.
• Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Например, если обсуждается поступок героев прочитанной накануне сказки или увиденного мультфильма.
• Развивает толерантное отношение к людям.
• Формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе.
• Позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников таким, какие они есть.
Этапы группового сбора и приёмы их проведения.
Однообразие порождает апатию, что совершенно неприемлемо по отношению к детям, тем более дошкольникам. Поэтому педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них малышам нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.
1. Приветствие (1–3 минуты).
2. Игра (2–5 минут).
3. Обмен новостями (2–10 минут).
4. Составление плана дня (5–12 минут).
I. Этап «Приветствие»
Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много веселых, занимательных, уважительных приветствий, которые могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие).
Также стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально – положительный настрой на весь день.
Альтернативной формой могут быть пожелания (например, ребята не просто здороваются, но и желают, каким должен быть день у собравшихся, комплименты (после приветствия малыш говорит 2–3 комплимента товарищам).
Относительно комплиментов как приёма проведения первого этапа утреннего сбора у методистов нет однозначного мнения: одни отстаивают пользу такого задания (дети расширяют словарный запас, учатся быть вежливыми и предупредительными, другие настаивают на том, что много комплиментов малыши не подберут, то есть некоторые дети останутся без внимания. Значит, обида от всех негативных составляющих (расставания с домом, ранний подъём в детский сад и пр.) усилится.
Одной из традиций является начало утреннего сбора в форме позывных. Для оповещения можно выбрать:
• музыку;
• звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе);
• речёвку (может сочетаться с движениями; периодически рифмовки нужно обновлять).
«Приветствие в круге»
Здравствуй правая рука
Здравствуй левая рука
Здравствуй друг
Здравствуй друг
Здравствуй, здравствуй дружный круг.
«Приветствие – хлопушка»
Все встают в круг, обе руки вытягивают вперед, воспитатель открывает ладонь, дети кладут свои ладошки одна на другую (получается горка из ладошек).
Можно с приветствием: «Здравствуй, Маша, ….»
Затем все поднимают руки вверх и по команде поднимают руки вверх и делают «хлопушку» : «1,2,3 хлоп». Руки через верх поднимаются «фантаном».
«Приветствие – пожелание»
Работа начинается с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. участники становятся в круг и бросают мяч тому, кому хотят чего – то пожелать и одновременно говорят пожелание на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.
«Здравствуйте»
В кругу проговаривая слова, делаются хлопки, по ногам поочередно меняя руки: «Пара-пара-пам», хлопки в ладоши «Здравствуйте», затем педагог движется внутрь круга, по цепочке проговаривая слова ведя всех за собой змейкой, потом все снова возвращаются в круг.
«Привет»
Дети сидят в круг. Педагог обращается к ребенку (хлопки со словами) «Привет, привет, как тебя зовут, привет, привет, привет». Ребенок отвечает «Меня зовут Маша, меня зовут Маша» и все хором поют «Привет Маша, привет Маша, привет».
«Рисунок Ладошек»
Дети в круг на ковре сидят перед большим листом, ватмана, и каждый перед собой обводит свои 2 ладошки. Красиво их раскрашивает. Затем ребенок рисует дорогу от своих ладошек к другим ладошкам, к кому ему захочется и, раскрашивая участки вокруг по своему желанию. В конце придумывается название общей картины и каждый ребенок отрезает от этой картины себе на память кусочек со своими ладошками и дорожками в память о своей группе.
«Мой сосед справа»
Представляется первый участник (это может быть руководитель, говорит о том, как его зовут, где он учится, чего ожидает от занятий, какие у него увлечения или другую информацию о себе. Затем тот, кто сидит, слева от него произносит фразу «Мой сосед справа…» и своими словами повторяет все, что ему запомнилось из монолога соседа. После этого представляется сам, и так далее по кругу.
«Мы рисуем»
Первый ребенок называет свое имя и то, что он хотел бы нарисовать на общей картине группы ( например: солнце, радуга, семья). Следующий сидящий слева, называет имя и рисунок первого (далее называть будут имена и рисунки всех предыдущих участников, а затем свое имя и рисунок. И так далее по цепочке. Когда картина будет «нарисована», необходимо обсудить какая она получилась по настроению, и почему?
«Имя с символом»
Все сидят по кругу. Каждый игрок придумывает себе символ, начальная буква которого, совпадает с начальной буквой его имени, и рисует этот символ на карточке. Каждый представляется по имени и называет собственный символ (показывая карточку). Например: Миша с мишкой, Витя с велосипедом. Следующий игрок повторяет имя и символ только что представившегося соседа и т. д. пока все не назовут своих имен.
«Мое имя»
Первый ребенок называет свое имя: следующий сидящий слева, называет имя первого (далее называть будут имена всех предыдущих участников, а затем свое имя. И так далее по цепочке. Последний участник должен вспомнить имена всех участников.
«Стоп-кадр»
Один из вариантов приветствия в группе. Первый участник говорит своему соседу короткое приветствие, например: «Доброе утро!». Сосед должен быстро встать, повторить эту фразу и снова сесть. Следующий игрок повторяет и т. д. Получается волна вставаний и повторений. Но как только руководитель хлопнет в ладоши и произнесет: «Стоп-кадр», - участник, «попавшийся» в этот момент, должен добавить по своему усмотрению еще один элемент приветствия (жест, фразу и т. п.). Например, игрок встает: «Доброе утро!», и дважды хлопает в ладоши. Теперь все последующие игроки выполняют этот комплекс до очередного «Стоп-кадр» и т. д.
«Мой портрет»
На листе предлагается нарисовать солнце, как его рисуют дети: кружок посередине и множество лучиков. В кружке написать свое имя или нарисовать свой портрет. Около каждого лучика написать свои лучшие качества – то, что любят, ценят, принимают в себе участники. Нужно написать о себе как можно больше и лучше. После этого идет обсуждение, ребята показывают нарисованное ими солнце, зачитывают список собственных достоинств. Ведущий предлагает детям носить этот листочек с собой и добавлять лучи с хорошими качествами, а если будет грустно, то нужно достать свое солнышко и посмотреть на него.
«Расскажи мне обо мне»
Участникам предлагается написать на листке мини-сочинение по следующим пунктам:
1. Три главных события в моей жизни;
2. Мой девиз;
3. Мои увлечения;
4. Больше всего я не люблю… .
На задание отводится 3- 5 минут, затем ребята делятся на пары, рассказывают о себе и представляет друг друга группе.
«Суета сует»
Всем участникам раздаются карточки, которые разделены на 9-16 клеточек. В каждой карточке написано задание. Суть задания одна: записать в клеточку имя человека, который любит рыбу, держит дома собаку, любит смотреть на звезды и т. д. Чем неожиданней будет задание, тем лучше можно заложить в эту карточку все то, что нужно вам. Например: выявить любителей пения, рисования, игры на гитаре и т. д. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберет сведения.
II. Этап «Игра»
Игры с сюжетными кубиками.
1. Бросить все 9 кубиков, выбрать один из них как точку старта и рассказать историю, сочетающую все выпавшие элементы.
2. Выбрать заголовок или тему, бросить все 9 кубиков и рассказать историю, связав все выпавшие элементы. Например, с кубиками в наборе "действия" сочините историю: "Плохой день Семёна".
3. Раздать кубики всем играющим. Один начинает. По очереди каждый бросает кубик и продолжает историю на основании выпавшей пиктограммы.
4. Придумайте историю, связав все пиктограммы на одном выбранном кубике;
5. "Главный герой". Сочините образ главного героя, выбрав три кубика. Может получиться индейское прозвище или имя и фамилия, и место, откуда герой родом или особенность внешности;
6. "Помощники" Выберите только те пиктограммы, которые обладают общим качеством, например, " помогают людям";
7. Используйте кубики для обучения чтению и письму. Например, на специально подготовленных бланках с изображениями с кубиков, запишите слова, с которыми будете сочинять историю или, например, запишите всё, что на кубиках может быть съедобным!
8. Найдите все картинки с признаками предметов - твёрдые, мелкие предметы и т. д.
9. "Парочки" Подберите к предметам (цветок) признаки (пришелец) получится " неземной красоты цветок";
10. "Что общее?" Бросьте два кубика и сравните две картинки: найдите общее или отличия. Больше общего можно найти, смешав кубики из разных наборов. Главное творческий подход! Что общего между рыбкой и волшебной палочкой?
11. Придумайте рифму к слову, обозначенному картинкой. Например, к картинке "пчела", можно подобрать рифму к словам, ассоциирующимся с картинкой - летать, жало, ой, крылышки, полоски, насекомое, испуг, глаз и т. д.
12. "Словарь". Соберите всю информацию о слове, обозначенном картинкой (по возрасту). Например: Что? "фонтан"- существительное, глагол (что делает)- "плещется, струится", прилагательное (какой)- "серебристый, шумный, музыкальный" и т. д.
13. "Энциклопедия". Выбери картинку и "расскажи 10 фактов о. "
14. Сочини историю, но "не говори слово. " выберите запретное слово, например из набора действий - "пошёл".
15. Бросьте кубик и запомните картинку. Бросьте кубики снова и расскажите историю по картинкам, но с точки зрения первого выпавшего лица или предмета.
16. Бросьте кубики и рассмотрите их все 30 секунд. Прикройте кубики и постарайтесь вспомнить картинки через минуту. Секрет: картинки легче запомнить, связав их мысленно в историю.
17. "Башня" или" Вертикальная история". Выбирайте по кубику из разных наборов и сочиняя историю, складывайте кубики один на другой. Посмотрите, какую высокую башню получится построить!
18. "Алфавит". Найдите по очереди картинки на букву "А", букву "Б" и т. д., используя не только прямое значение, например, "телескоп" может быть не только на букву "Т", но и на букву "Н"- небо или "З" звёзды.
19. "Неожиданный поворот". Игрок номер один рассказывает свою историю (про кино, которое смотрел или сказку, второй игрок в это время бросает два кубика с точками до тех про, пока выпадет одинаковое количество точек на двух кубиках. Тогда он имеет право прервать рассказчика и, выбрав новую картинку, изменить сюжет истории.
20. "Реклама". Сочините рекламную историю с целью похвалить или продать свой "продукт".
21. "Изобретение"- игра с применением ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Выберите две пиктограммы и придумайте, что получится, если их объединить- как и для чего можно применить их комбинацию
22. "Подвижные кубики". Детям нравится так бросать кубики, что они разлетаются в разные стороны. Используйте этот момент, а заодно и дайте возможность подвигаться! Пусть игроки добираются до разлетевшихся кубиков разными способами (пятятся задом, допрыгивают на одной ножке, ползут) - от одного кубика к другому и сочиняют историю!
23. "Короткая история". Постарайтесь сочинить максимально короткое грамматически правильное предложение, связав все выпавшие картинки, даже если оно будет нелогичным и смешным.
24. Подберите синонимы к выпавшему слову, обозначенному картинкой.
25. "И жили они долго и счастливо" Сочините историю наоборот!
26. Соберите картинки с кубиков для иллюстрации сказки и перескажите её. Видела в сети, как с кубиками Рори пересказан сюжет "Властелина колец" можно нарисовать целый комикс.
27. Стратегия для сочинения связного текста: "кто", "что сделал?", "но. "(что произошло, "так. "(решение проблемы, "тогда. "(чем всё закончилось). Шаги записать заранее. Можно даже записать стирающимся маркером прямо на столе. Игроку нужно только выбрать по иллюстрации на каждый шаг - положить кубик на запись и рассказать историю.
28. "Что, где, когда". Для игры потребуется дополнительный кубик (ниже ссылка на бумажный шаблон, на котором нужно написать наводящие вопросы: кто? что? когда? где? почему? как? Сначала игрок бросает кубик с вопросом, а потом бросает сюжетный кубик и сочиняет историю.
29. Кубики замечательно подходят для изучения иностранного языка. Особенно хорошо придумывать истории взрослым, которые оправдываются тем, что им не с кем говорить по-английски.
Задолго до ушлого ирландца мы играли в детском саду в те же игры с картинками и словами - так что кубики могут быть вовсе не кубиками! Бюджетный вариант игры своими руками:
• картинки (у меня в саду был деревянный ящик с картонными картинками разного происхождения, но примерно одного размера- были там, например, "потеряшки" из лото за лет 30 работы сада)
• камешки - не менее популярный, чем кубики, вариант, потому что вносит разнообразие в нашу обычную "бумажную" жизнь. Картинки рисуют или наклеивают готовые на плоские камешки и складывают в волшебные мешочки.
• деревянные шпатели- палочки для мороженого. На палочках разного цвета пишут слова разных категорий. Вариант для тех, кто уже умеет читать.
• картинки с кубиков перевести в слова и тогда можно играть без кубиков: мост, замок, парашютист - сочиняй!
• слова, написанные на полосках бумаги, можно сложить в стеклянную банку "Банк историй" и вытаскивать по одной;
• слова, написанные на клочках бумаги. Бумажки мнутся в комочки и складываются в коробку для попкорна, как в кинотеатрах - игра "Сценаристы"
Бумажные кубики легко изготовить самим.