Альтенгоф
Технология ТРИЗ в речевом развитие дошкольников
(слайд 1)
В настоящее время актуальность развития коммуникативных способностей дошкольников не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка. Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее.
(слайд 2)
Публикация «Технология ТРИЗ в речевом развитие дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, я остановилась на применении технологии ТРИЗ, т. к. на мой взгляд, ее применение позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.
(слайд 3)
Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
(слайд 4)
Чтобы стимулировать творческую активность детей, использую в работе различные методы и приёмы ТРИЗ. Вот некоторые из них:
(слайд 5)
«Мозговой штурм»
Метод Мозгового Штурма я использую на занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.
Например, Как помешать медведю, развалить теремок?
Как рассказать сказку без слов? То есть, ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.
Напомним правила мозгового штурма:
- исключение всякой критики;
- поощрение самых невероятных идей;
- большое количество ответов, предложений;
- чужие идеи можно улучшать.
Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т. п.
(слайд 6)
«Моделирование»
Метод моделирования в системе ТРИЗ приводит к самостоятельному использованию некоторых операций моделирования. Моделирование условий задачи схемами и возможных вариантов решений. Описание или повествование (история, стихотворение, рассказ, сказка, как сочиненного самим ребенком, так и прочитанного взрослым, средствами моделирования. Работа со схемами, на полоске, на морфологической таблице, на системном операторе. Например, цепочка схем на полоске, рисование основных и узловых моментов сказки и т. д.
(слайд 7)
«Системный оператор»
Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему, можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части). Позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх;
Позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы. Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка навыки системного анализа, системное мышление.
(слайд 8)
«Волшебные кольца Луллия»
Такой методический прием, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Цели ставятся разные, в зависимости от той индивидуальной работы, которую запланировал воспитатель.
(слайд 9)
«Да - нет – кА»
Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
(слайд 10)
Практика показывает, что методы и приёмы ТРИЗ работают, как минимум, в четырё х направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально – волевая сфера. У детей работа с творческими задачами способствует повышению уровня речевого развития. Речь детей становится более осознанной и произвольной. У них закрепляются и навыки самостоятельной работы. Они обладают умением сравнивать и обобщать. Умеют словесно выражать шаги решения творческой задачи в форме развёрнутых связных высказываний.
Таким образом, ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.