Ирина Воронина
Технология ТРИЗ в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Технология ТРИЗ в дошкольном образовании.
Каждый ребенок изначально
талантлив и даже гениален, но его
надо научить ориентироваться в
современном мире, чтобы при
минимуме затрат достичь
максимум эффекта.
Г. С. Альтшуллер
Публикация «Технология ТРИЗ в дошкольном образовании» размещена в разделах
Дошкольное детство - это тот особый период, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это период, когда появляется способность творчески решать проблемы, возникающие в конкретной жизненной ситуации.
В последнее десятилетие в России были опубликованы различные инновационные программы и технологии в области дошкольного образования. Они направлены на решение различных задач традиционной педагогической системы.
Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированных к дошкольному детству, является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ, созданная Генрихом Сауловичем Альтшуллером, способная качественно повысить эффективность образования, в том числе дошкольного.
Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют учителям учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт работы в разных странах: Азии, Европе и Америке и показывает полезность и эффективность предлагаемых моделей ТРИЗ для решения различных задач.
Обучая детей, учитель должен исходить из их природы. А также позиция Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. [7]
Программа ТРИЗ для дошкольников - это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими советами для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.
Дошкольный возраст уникален, потому что по мере формирования ребенка такой и будет его жизнь. Поэтому важно не пропустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен "глубоким жизненным опытом" и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть прямыми и непредсказуемыми, замечать вещи, на которые мы, взрослые, долгое время не обращали внимания.
Цель использования технологии ТРИЗ в детском саду - развивать, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, последовательность, диалектичность; с другой стороны, поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображение. [6]
Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других значений:
- Обучение детей методам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, потому что каждая идея проверяется на нравственность и на возможность реализации в реальности.
- Систематическое изучение методов ТРИЗ и их применение на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника.
* ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
* Методы ТРИЗ являются идеальными инструментами для проблемного развивающего обучения. Они также делают традиционное обучение образовательным.
* Мотивация детей чрезвычайно важна в дошкольном возрасте. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовать детей, но и помогает дошкольникам прочно овладеть знаниями, а затем грамотно применять их в жизни.
* ТРИЗ - педагогика помогает воспитывать у детей стремление к самосовершенствованию. Раскрытие способностей детей, создание благоприятных условий для реализации этих способностей, а также условий для самосовершенствования - одна из важнейших задач педагогов, поскольку решение этой задачи приводит к очень важному результату: ребенок чувствует свои силы (интеллектуальные, творческие, становится более уверенным в себе, повышается мотивационный аспект.
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не менять основную программу, а максимально повысить ее эффективность. [6]
Методология ТРИЗ - это школа творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем" : в постановке вопроса, в методах его решения, в изложении материала. Здесь нет методов в обычном смысле этого слова, есть инструмент, с помощью которого учителя и родители сами "изобретают" свою собственную педагогику, освещенную светом детских идей. Здесь также нет образования в его обычном понимании, есть способ овладеть навыками, которые позволяют всем жить вместе и творить себя интересным образом : и учителю, и родителям, и детям.
Согласно Л. С. Выготскому, дошкольник принимает программу в той мере, в какой она становится его собственной. Мы возвращаемся к известной формуле - идти от ребенка. Пусть ребенок будет гением, лишенным всех стереотипов о своих знаниях о мире.
Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, розыгрыш. Здесь их учат придумывать свои собственные сказки, и не одну, а столько, сколько людей в группе, и даже больше. Дети учатся и учатся сравнивать физические и природные явления, но таким образом, что не замечают, что учатся, но каждую минуту делают для себя открытия. Занятия по Триз в изобразительной деятельности включают использование различных нестандартных материалов.
Занятия по методу ТРИЗА в комплексе (музыка, развитие речи, ознакомление с окружающей средой) и планируются в свободное время, во второй половине дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики используются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.
ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень полезно для ребенка как в школе, так и во взрослой жизни. "Пусть будет как можно больше творческих людей, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему" (Л. Е. Белоусова).
Таким образом, можно отметить, что его дальнейшая социализация будет зависеть от того, как ребенок научится ориентироваться в современном мире, поскольку обществу нужны люди интеллектуально смелые, независимые, оригинально мыслящие, творческие, способные принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Всему этому дошкольник может научиться благодаря использованию педагогами технологии ТРИЗ, которая обеспечивает создание эффективных условий для гармоничного развития личности.
ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, а также может быть оптимальным решением для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в плане подготовки их к школе.
Именно поэтому необходимо использовать технологию ТРИЗ, адаптированную к дошкольному возрасту, в совместной и свободной деятельности.
Список литературы.
1. Альтшуллер Г. С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007.- 399 с.
2. Белоусова Л. Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б. Б. Финкелынтейн. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
3. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М. : Просвещение, 1995. – 356 с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1991.
5. Выготский Л. С. Психология. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.
6. Гин С. В. Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений : 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.- 112 с.
7. Петров В. Базовый курс по теории решения изобретательских задач. – М. : Проспект, 2010. – 299 с