Наталья Виноградова
Педагогическая технология «Ситуация»
Одной из важнейших задач современного образования является развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей. Ведь для ребенка дошкольного возраста, знания, полученные в результате собственного эксперимента и исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Современные педагоги ДОУ, интенсивно изучают и внедряют инновационные технологии. Поэтому наша основная задача– выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».
В настоящее время наибольшее распространение получила «Технология деятельностного метода обучения» (технология «Ситуация», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.
Данная технология помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность детей.
Непосредственно технология «Ситуация» описана в программе «Мир открытий», которую мы используем в своей работе.
Технология «ситуация» - это наш инструмент в организации образовательных ситуаций в детском саду,
Занятия проходят в игровой мотивационной форме. Дети с интересом вовлекаются в рабочий процесс. С удовольствием в этом процессе находятся. И сами того не замечая развивают свое мировоззрение и для нас раскрываются с другой стороны, становятся многогранными, и дают понять что еще бессчетное количество граней мы можем в них раскрыть, и поэтому нам есть с чем работать!
Технология «Ситуация» используется педагогами нашего детского сада на занятиях познавательного развития.
Данная технология включает в себя следующие типы образовательных ситуаций:
образовательная ситуация «открытия» нового знания,
образовательная ситуация тренировочного типа,
образовательная ситуация обобщающего типа (итоговая).
Рассмотрим подробнее организацию образовательной ситуации «открытия» нового знания
Задачами образовательной ситуации «открытия» нового знания являются:
расширение системы знаний ребенка путем включения в нее нового знания, формирование способности ребенка к освоению нового способа действия.
Образовательная ситуация «открытия» нового знания включает следующие структурные моменты:
-введение в ситуацию;
- актуализация знаний и умений;
- затруднение в ситуации;
- открытие «нового» знания;
- включение «нового» знания в систему знаний;
- осмысление.
Итак, на этапе «Введение в ситуацию»создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Отметим, что «детская» цель – это то, что ребенок «сам хочет» сделать и не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Постараюсь описать этапы технологии на примере занятия. Например: образовательная ситуация: (занятие) «Поможем маме-кошке». Мы для себя ставим цель научить детей делать кошку из танграма, а дети ставят цель: помочь маме кошке, у которой потерялись котята.
Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.
Т. е. «введение в ситуацию», это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и т. д.
«Актуализация».
На след. этапе, который тесно связан с этапом «Введение в ситуацию», в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно выполняются мыслительные операции, а также знания и опыт детей. (предметная деятельность)При этом дети воспринимают происходящее как игру и не догадываются о том, что педагог ведет их к «новым» открытиям.
«Затруднение в ситуации».
На данном этапе мы моделируем такую ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением. Для достижения своей «детской» цели, ребенку необходимо выполнить некое действие, связанное напрямую с «новым» знанием, понятием или способом действия, которое ему предстоит «открыть», и которое у него пока еще отсутствует. С помощью вопроса «Смогли?» «А почему не смогли?» мы помогаем осмыслить, что пока ребенок не может, не готов выполнить требуемое действие. Далее формируем у детей опыт целеполагания с помощью вопросов «Значит, что нам нужно узнать? Чему нам нужно научиться?» (или «вам»)
Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, в получении новых знаний. (нам надо сделать котят для кошки: сложить из танграма)
«Открытие детьми нового знания (способа действий»).
На данном этапе мы предлагаем детям различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новое знание, понятие или способ действия используется в измененных условиях. Дети слушают и повторяют инструкцию взрослого, планируют свою деятельность, педагог направляет детей, используя вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др. Часто организуем самопроверку по образцу или взаимопроверку. Используем различные формы работы — в группах, в парах и индивидуально (например, выяснили, что кошка будет сделана из танграма. Не зная способов действий, ребёнку трудно догадаться как надо сложить, чтобы сформировать ту или иную часть кошки. Значит прибегаем к помощи воспитателя- показ, также можно воспользоваться технологической картой- инструкцией.)
«Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка».
Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знания реализуются в практической деятельности детей. (научились-выполняем)-выкладываем кошку-продуктивная деятельность
«Осмысление (итог)».
ОсмыслениеС помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания, умения, личностные качества вам помогли?» подводим детей к тому, что «детской» цели они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя.
Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня позаботились?
Ответы детей
Воспитатель: А как мы это сделали?
Ответы детей
Воспитатель: У вас все получилось сделать?
Ответы детей
Воспитатель: Как кошка проявит свою благодарность?
Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт рефлексии – важнейшего структурного элемента учебной деятельности.
Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.