Папки-передвижки

Технология сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Русакова Дарья
Технология сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Современное общество, вступающее в новый — информационный — период своего развития, предъявляет специфические требования к процессу образовав ния молодого поколения. Информационное окружение человека постоянно возрастает, что вызывает необходимость целенаправленного, начинающегося с первых лет жизни, формирования у него наиболее оптимальных способов выбора, приобретения и творческого использования многообразного культурного наследия. Поиски резервов эффективного осуществления данного процесса в последние годы затрагивают все звенья системы образования, в том числе дошкольные учреждения, организующие воспитание и обучение детей раннего, возраста. Многие исследователи (ТЗ. В; Гончарова, Т. Н. Доронова, В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фельдштёйн и др., подчеркивая самоценность каждого периода детства, выдвигают задачи амплификации (A.B. Запорожец) развития-ребенка посредством максимального развертывания возможностей специфических для того или иного возраста видов деятельности и способов? познания окружающего'мира. Поскольку в период раннего возраста формирование всех функций сознания происходит, по выражению? JI.CD. Выготского; «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия», особую остроту приобретает проблема совершенствования сенсорного воспитания малышей, реализации развивающего потенциала ведущей— предметной — деятельности.

Публикация «Технология сенсорного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Однако некоторые ученые и практики недооценивают значимость сенсорного воспитания детей раннего возраста и, апеллируя к высокой пластичности психомоторного развития малышей, считают необходимым интенсифицировать процесс их умственного воспитания за счет наполнения его неадекватным возрасту содержанием и способами педагогического взаимодействия, разрабатывая-и внедряя методики раннего обучения чтению и письму (Г. Доман, JI. Данилова; ИВ. Тюленев и др., иностранному языку (A.B. Спиридонова; Н. Ю. Чере-пова и др.) и другим «школьным» предметам.

Распространение подобных идей в общественном сознании приводит к увеличению количества родителей как заказчиков образовательных услуг (по нашим данным, с 11% до 34% за период 2002-2009 гг., проявляющих недовольство содержанием педагогического процесса, реализуемого в группах раннего возраста детского сада (далее — ДОУ, в котором значительное место традиционно занимает сенсорное воспитание. Большинство респондентов (75% из 120 опрошенных родителей детей третьего года жизни, посещающих ДОУ г. Перми, заявляя о своей готовности воспользоваться дополнительными образовательными услугами, не связывают их содержание с сенсорным воспитанием малышей.

Данная ситуация усугубляется выраженной спонтанностью и низкой результативностью деятельности воспитателей, работающих в группах раннего возраста. Как показали результаты проведенного нами опроса двухсот педагогов ДОУ г. Перми и Пермского края, все респонденты затрудняются в осуществлении календарного планирования, отражающего учет специфики складывающейся в их группе образовательной ситуации, 88% из них не связывают постановку задач сенсорного воспитания с результатами диагностического обследования детей. При этом многие воспитатели (78% опрошенных) крайне редко обращаются к научно-методической литературе, отдавая предпочтение непосредственному обмену опытом (хотя в последние годы количество письменной информации, адресованной этой категории педагогов, резко возрастает, а возможности их прямого взаимодействия ограничиваются). Вне зависимости от реализуемой программы 97% педагогов считают целью и результатом сенсорного воспитания детей раннего возраста формирование словарного запаса, включающего наименования 4-6 цветов и 2-4 форм. Между тем результаты массового обследования, охватившего 760 воспитанников ДОУ, свидетельствуют, что владение указанной категорией слов к трехлетнему возрасту обнаруживают только 39% малышей (при этом разброс данных чрезвычайно широк -от 6% до 69% от общего числа обследованных детей 3 л. — 3 л. 3 мес., посещающих группу раннего возраста того или иного ДОУ).

Ориентированность педагогического процесса на формирование у малышей представлений об отдельных внешних свойствах предметов, сопряженное с обязательностью усвоения их эталонных наименований, не учитывает специфики сенсорного развития малышей в период раннего возраста. Проведенные во второй половине XX века исследования отечественных психологов (Л. А. Вен-гер, A.B. Запорожец, В. П. Зинченко, H.H. Поддьяков, А. Г. Рузская и др., раскрывшие функционально-генетические закономерности формирования перцептивных действий детей, позволили обосновать необходимость выделения раннего возраста в качестве особого периода сенсорного развития, основным новообразованием которого является освоение специфического типа перцептивных действий - действий, основанных на использовании предметных предэталонов. Формируясь в контексте ведущей для данного периода предметной деятельности и предопределяя успешность ее осуществления, названные действия имеют самоценный характер, но вместе с тем выступают необходимыми предпосылками процесса овладения в следующем - дошкольном — возрасте более совершенного типа действий, основанных на применении общепринятых сенсорных эталонов.

Между тем некоторые ученые, занимавшиеся разработкой программно-методического обеспечения сенсорного воспитания детей второго-третьего года жизни (JI.H. Павлова, Г. В. Пантюхина, М. Питерси, Е. И. Радина и др., недооценивали значимость формирования специфического для данного возраста типа перцептивных действий. Они считали целесообразным знакомить малышей, начиная с годовалого возраста, с сенсорными эталонами и выделяли овладение названиями 4-6 цветов в качестве основного показателя сенсорного развития трехлетних детей.

Необоснованное определение целевых ориентиров сенсорного воспитания детей раннего возраста нередко сочеталось с применением неадекватных специфике рассматриваемого периода средств и форм их достижения. Под влиянием доминировавших в отечественной педагогике раннего возраста в 60-80-х гг.

Публикации по теме:

Консультация «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста» Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста (из опыта работы) Воспитатель первой квалификационной категории Калинина Оксана.

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием.

Добрые традиции как один из методов воспитания воспитания детей дошкольного возраста Добрые традиции - как один из методов воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольное детство- время первоначального становления личности,.

Технология валеологического просвещения родителей как средство воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возрастаТехнология валеологического просвещения родителей как средство воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Ведь неслучайно.

Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, прием пищи. В своих играх.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей с ТНР посредством сенсорного воспитания» Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития личности. Ребенок черпает первые.

Оформление комнаты сенсорного развития для детей дошкольного возрастаОформление комнаты сенсорного развития для детей дошкольного возраста Мастер-класс по оформлению комнаты сенсорного развития для дошкольников Подготовила и оформила комнату воспитатель первой квалификационной.

Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование.

Проблемы сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста «Проблемы сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста». Мне очень повезло, что используя уникальные возможности нашего детского.

Теоретические основы сенсорного воспитания детей Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 сентября 2019 в 13:54
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология сенсорного воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Русакова Дарья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД