Папки-передвижки

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраcта

Галина Карпова
Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраcта
▼ Скачать + Заказать документы

«Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Кто не любит природы,

тот не любит человека,

тот не гражданин.

Достоевский Ф. М.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной природе, и родной стране.

Публикация «Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраcта» размещена в разделах

Воспитание патриота — сложный процесс. Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе. Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Природа – это наш родной край, земля, которая нас растит и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края - одно из средств воспитания патриота. И что бы сформировать эти чувства наш детский сад поставил перед собой несколько задач:

-неторопливо и бережно ввести ребёнка в мир природы родного края, формируя начало экологической культуры;

- способствовать развитию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

-создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Серьезные изменения, которые происходят в системе дошкольного образования с вступлением в действие «Закона об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного стандарта дошкольного образования, требуют от педагога поиска и применения новых, более эффективных технологий, методов и форм работы с детьми. На мой взгляд, уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании является технология проектирования.

Экологический проект – один из ведущих проектных методов деятельности; метод формирования познавательной сферы дошкольников в области экологии.

Экологические проекты классифицируются :

по составу участников:

• целевой установке;

• тематике;

• срокам реализации.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую следующие виды экологических проектов :

1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты опытов оформляют в виде газет, детского дизайна (к примеру,«Экологическая игрушка «Травянчик»).

2. Ролевые – игровые (когда дети входят в образ персонажей экологических сказок и по-своему решают поставленные проблемы (в моей работе это Акции для отряда «Эколят»).

3. Информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы с помощью природного материала).

4. Творческие (оформление результата в виде детского экологического праздника, детского дизайна, например проект «Неделя экологии»). Значимы и другие виды экологических проектов, в том числе:

Комплексные: «Здравствуй, Осень!», «Падают листья», «Лето ходит по дорожкам»;

Межгрупповые: «Подкормите птиц зимой», «Птицы сибирского региона», «Подводный мир реки Кондома»», «Вода – источник жизни»;

Творческие: «Мир природы»,», «Кедры на память»,, «Вторая жизнь упаковки»;

Групповые: «Правила поведения в природе», «Берегите природу», «Мы за чистый город», «Мы – за чистую Планету», «Здоровье планеты в наших руках»;

Индивидуальные: «Мой любимый питомец»», «Комнатные растения», «Такая разная кора»;

Исследовательские: «Мир воды», «Лекарственные растения», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Перспективный план по внедрению проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, выстроен согласно датам Международного экологического календаря и включает различные по тематике и продолжительности экологические проекты :

- краткосрочные (одно или несколько НОД);

- средней продолжительности и долгосрочные (например, проект «Метео площадка» рассчитан на весь учебный год и более).

Деятельность ДОУ по направлению экологическое воспитание детей ведется в тесном сотрудничестве с Шорским национальным парком, городской детской библиотекой, волонтерским движением Таштагольского техникума горных технологий и сферы обслуживания.

Воспитанники участвуют в международных всероссийских, региональных и муниципальных экологических проектах, конкурсах, акциях. О чем свидетельствуют грамоты и сертификаты.

Деятельность экологического сообщества детского сада отражается в СМИ: региональный экологический вестник «ЭКОВЕК», районные газеты «Курьер», «Красная Шория», интернет портале «Эко-просвет», в сообществе в соцсети ВК «Юннаты Кузбасса».

Для реализации проектной деятельности в ДОУ создана предметно – пространственная среда. Активно используются все ее элементы : лаборатория, библиотека, экологическая тропинка,метеоплощадка, город, Аллея памяти, территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты) ,музыкальный зал,коридоры, холлы, ТСО, уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные) ,фитобар, созданы дидактические пособия и игры, лэпбуки, интерактивные игры и презентации.

В целях сплочения детского коллектива и актуализации деятельности в экологическом направлении в детском саду создан Отряд эколят. Эколята –это сообщество детей, активно участвующих в экологическом движении России, природоохранных социально- образовательных проектах. Мы разработали и изготовили эмблему, форму для наших молодых защитников природы. Дети торжественно были приняты в официальное сообщество и очень гордятся этим.

Дальнейшее развитие инновационных проектов заключается в использовании разработанного интегрированного образовательного пространства, в активном использовании проектной деятельности для успешного развития дошкольника, обучения и воспитания детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечение полноценного и своевременного перехода воспитанников на следующий уровень образования.

Опыт деятельности детского сада по реализации проекта может быть полезен педагогам дошкольных учреждений, осуществляющим работу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Разработанная система проектной деятельности может быть востребована для применения другими дошкольными образовательными учреждениями.

Вот основные идеи метода проектов, успешно применяемые мною в своей работе.

Технология «метод проектов» основана на создании особого вида мотивации - проблемной. Поэтому при обозначении проблемы мы совместно с детьми и родителями делаем отбор самых актуальных, интересных для воспитанников задач, побуждающих их к самостоятельности.

В основе любого проекта лежит идея о направленности деятельности на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.

В своих проектах активно использую, главным образом, групповую работу, так как за счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

В реализуемых мною совместно с детьми проектах выбранная тема «проецировалась» на все образовательные области через различные виды детской деятельности.

Осознавая, что развитию личности дошкольников способствует применение целостной системы проектной деятельности, в реализации проектов применяла различные методы, которые обеспечивали вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.

Учитывая интерес современного дошкольника к цифровым технологиям, все проекты сопровождала компьютерными презентациями, выполненными в интересной для детей форме.

Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок — взрослый». В осуществлении проектов мы с детьми были партнё рами: свободно общались, вместе рисовали, мастерили, проводили опыты и, учитывая разновозрастный состав группы, каждому ребенку был обеспечен «индивидуальный темп работы над проектом».

В каждом нашем проекте активное участие приняли родители дошкольников, которые реализовали свои творческие способности, а также установили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы.

Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проекты способствовали формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети приобрели первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Данные выводы сделаны по результатам диагностического исследования.

Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам. С отзывами родителей можно ознакомиться в Книге отзывов и предложений.

Разработка «Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» была представлена на конкурс «Лучший экспонат», проводимого в рамках научно –образовательного форума и специализированной выставки «Образование. Карьера 2020» на Кузбасской ярмарке город Новокузнецк и удостоена диплома 1 степени.

Публикации по теме:

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Мастер–класс для учителей литературы «Литературный клуб как эффективная форма работы с одарёнными детьми» Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть) Большое внимание уделяла в создании самых необходимых условий для жизни и воспитания детей. В создании благоприятной атмосферы и внедрении.

Технология проектной деятельности в детском саду. Консультация для воспитателей Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.

Технология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДООТехнология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДОО Уважаемые коллеги! Представляю вам технологию тимбилдинга. Данный материал могут использовать в работе старшие воспитатели или методисты.

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраcта
Опубликовано: 30 сентября 2020 в 11:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраcта» (включая файлы) размещена пользователем Галина Карпова (УИ 837791) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД