Наталья Лебединская
Реализация ситуационного подхода в образовании в условиях введения ФГОС до по программе «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация ситуационного подхода в образовании
в условиях введения
ФГОС ДО
по программе «Детство».
МБДОУ д/с №18 «Колосок»
Воспитатель: Лебединскакя Н. А.
(2 сл.)
Содержание программы «Детство» человеко-ориентировано и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова). По мнению Т. И. Бабаевой, в центре программы «Детство» всегда стоит Человек, чувствующий, познающий и созидающий. Через эту призму происходит вхождение детей в образовательное содержание.
Публикация «Реализация ситуационного подхода в образовании в условиях введения ФГОС до по программе „Детство“» размещена в разделах
(3 сл.)
В основу программы «Детство» был положен психолого-педагогический подход к изучению развития и воспитания ребенка в основных видах детской деятельности. Это изучение особенностей освоения ребенком речевой, игровой, познавательной, трудовой, математической, общения и других видов детской деятельности. Использование данного подхода позволило поставить в программе задачи развития детских видов деятельности и определить содержание ее разделов.
Психолого-педагогический подход стал основой всех, без исключения, разделов программы «Детство». Благодаря психолого-педагогическому подходу задачи и содержание развития разных видов деятельности ребенка получили в программе «Детство» особое звучание. Данный подход предопределил изучение субъектных проявлений ребенка на основе понимания особенностей его деятельности.
(4 сл.)
Основу программы «Детство» составляет гуманитарный подход, понимающий и изучающий ребенка как субъекта, интегрирующегося в человеческую культуру и одновременно обогащающего ее. Это рассмотрение детства как целостного феномена, особого возрастного этапа, на котором закладываются основы, определяющие развитие человека на протяжении всей жизни.
(5 сл.)
Программа «Детство» — развивающийся во времени и пространстве современной России продукт. Поэтому основа современной программы — это понимание существенных отличий и особенностей дошкольного детства России ХХI века. Программа строится с учетом того, что современный дошкольник достаточно ориентирован в своем ближайшем окружении, настоящем и будущем, поэтому предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам ребенка. Это дает педагогу возможность вариативно отбирать образовательное содержание в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.
(6 сл.)
Возрастает субъектность современных дошкольников, наиболее значимым для детей становится наличие собственного мнения, собственной оценки, которую они стремятся выразить доступными средствами. К предпочитаемым видам детской деятельности дошкольники по-прежнему относят игру, затем художественные виды деятельности, такие как изобразительная, музыкальная, возрастает стремление к объединению разных видов деятельности.
(7 сл.)
Показателями эффективности отбора образовательного содержания выступают субъектные проявления ребенка. Ориентация программы на феномен современного дошкольного детства проявляется в особенностях отбора образовательного содержания и технологий, ориентированных на высокую степень интеграции детской деятельности, учете в них своеобразия детской субкультуры, использовании современных информационно-коммуникационных технологий.
Фундаментальность научной идеи о возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и необходимости разработки педагогических условий такого развития, по сути, определяет инновационный потенциал развития образовательной программы «Детство».
(8 сл.)
Программа всегда была ориентирована на развитие ребенка как субъекта детской деятельности и поведения.
(9 сл.)
Сейчас в программе четко определены целевые ориентиры развития ребенка как субъекта детской деятельности : направленность содержания программы на развитие у детей интереса к окружающей действительности, инициативности, самостоятельности и творчества в осваиваемых видах деятельности, способности осуществлять выбор их содержания и способов осуществления, способности к построению отношений со сверстниками и взрослыми. Данные ориентиры выступают в программе как целостное единство и прослеживаются во всех образовательных областях. На их основе определяются результаты освоения образовательных областей, что ярко отличает программу «Детство» от других программ.
(10 сл.)
Современный дошкольник — это деятель, он ориентирован на разнообразие видов деятельности, получение продукта своей деятельности, самопрезентацию собственных достижений.
Это потребовало усиления деятельностного подхода во всех разделах программы, установления связи между осваиваемым ребенком опытом в процессе образовательной деятельности и опытом собственной жизнедеятельности ребенка. В программе появился подраздел «Организация опыта освоения образовательной области», где приведены примеры мотивации детской деятельности, ситуаций, которые вызывают у ребенка познавательную, продуктивную, творческую активность. В программу заложена идея продуктивности образовательного содержания, которая заключается в возможности широкого отражении осваиваемого образовательного содержания в детской продуктивной деятельности — создании моделей, диафильмов, коллажей.
(11-13 сл. – фото)
(14 сл.)
Современный ребенок ориентирован на сотрудничество со взрослыми и сверстниками, построение доверительных и равноправных отношений. Поэтому программа «Детство» :
• ориентирует педагога в содержании и способах общения с детьми на содержании разных образовательных областей;
• показывает, как на собственном примере педагог может побуждать детей к необходимым действиям;
• показывает, какие задачи программы ребенок может решить самостоятельно, а какие — с помощью взрослого;
• приводит примеры опытов и экспериментов, игр, ситуаций, показывает примеры использования проблемных ситуаций, построения гипотез на социальном, математическом, природоведческом материале.
В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.
(15 - 18 сл. - фото)
(19 сл.)
Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру.
Ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования. Изучение современного ребенка в рамках гуманитарного подхода, появление Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы способствовало обновлению содержания программы.
(20 – 23 сл. – фото)
(24 сл.)
Содержание современной программы «Детство» ориентировано не на объем информации, осваиваемой ребенком в дошкольном возрасте, а на становление компетентностей ребенка, которые проявляются в способности решать возникающие в деятельности и жизни проблемы ребенка в целом за счет освоенных им умений и способов игровой, познавательной, речевой и других видов детской деятельности. Это ярко проявляет себя в особенностях стиля написания программы, который все более принимает «задачный» характер, раскрывает, какие свойственные возрасту проблемы и задачи решает ребенок в условиях детской деятельности вместе со взрослым, со сверстниками, самостоятельно. Например, «может привлечь сверстников к общению», «экспериментирует в создании образа», «выразительно исполняет литературные произведения» и др.
Происходит обновление подходов к реализации образовательного процесса. Идеи обновления базируются на работах Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, О. Н. Сомковой, А. М. Вербенец, М. Н. Поляковой и др. об использовании разнообразных игр и ситуаций (развивающих, образовательных) как основы работы по программе «Детство». Ребенку требуется обогащение и развитие личностно ориентированных, доверительных, информационно насыщенных контактов со взрослым в семье и детском саду, что представляет несомненную проблему, требующую решения на уровне теории и практики дошкольного образования.
В программе «Детство» она решается за счет применения новых форм образовательного процесса, в которых меняется тактика взаимодействия ребенка со взрослым, широкого использования игры как основы построения образовательного процесса.
(25 сл.)
В качестве основной формы образовательного процесса в программе «Детство» выделена «образовательная ситуация», что явилось логическим продолжением ситуационного подхода, разрабатываемого в методических пособиях к программе «Детство» на протяжении многих лет. Ситуационный подход был дополнен принципом продуктивности образовательной деятельности, который связан с тем, что каждый из планируемых педагогом проектов завершается получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.).
Воспитателям предложены современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, детской журналистики и др.
Спасибо за внимание!