АНЖЕЛА БАРХАТОВА
Технология постановки цели и задач к непосредственно образовательной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Технология постановки цели и задач к непосредственно образовательной деятельности в ДОУ
Из опыта работы могу сказать, что наибольшие затруднения при составлении конспектов непосредственно образовательной деятельности (НОД) у педагогов вызывает вопрос формулирования цели и задач данной деятельности. Типичными ошибками является постановка не одной, а нескольких целей, постановка не реальных задач, несоответствие задач поставленной цели. Поэтому я хочу представить вашему вниманию следующее.
Публикация «Технология постановки цели и задач к непосредственно образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Целеполагание - это начальная точка в любой человеческой деятельности. Цель вне деятельности просто не существует. Первым шагом при подготовке к любому занятию, как, впрочем, и при подготовке к воспитательному мероприятию, является проектирование цели, которая задает общий ход процесса воспитания и обучения, определяет содержательную и процессуальную стороны занятия, выбор методов и средств обучения, характер познавательной деятельности воспитанников и результативность учебного процесса.
Давайте окинем взглядом процесс воспитания и обучения. Что мы видим? Мы, педагоги, готовясь к занятию, ставим цель и конкретизирующие ее задачи и разрабатываем методическое обеспечение: например, ряд заданий. Здесь и возникает парадокс. Чьи это цели и задачи? НАШИ (это МЫ видим смысл и цель конкретного задания и его перспективу в общем процессе обучения). А кому выполнять задания, с помощью которых эти цели достигаются? ДЕТЯМ. Получается парадокс: дети выполняют наши, часто не понятные и ненужные им задачи! И мы еще удивляемся, почему они делают это вяло, из-под палки или не делают вовсе. А вы бы стали решать непонятные задачи чужого человека? Нет, конечно. Вы потребовали бы дополнительных разъяснений, дополнений, потом взвесили бы все с точки зрения актуальности их лично для вас, и, лишь признав их действительно необходимыми, то есть, ПРИНЯВ ИХ, СДЕЛАВ СВОИМИ, вы начали бы действовать. «Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Поэтому к постановке воспитательной цели есть одно требование – максимальный учет собственной активности воспитанника. Почему же мы отказываем детям в этом естественном процессе рассмотрения и принятия цели, почему считаем, что они безропотно должны принимать поставленные цели и задачи лишь на основании того, что мы старше и умнее? Дайте детям возможность самим поставить эту цель, замотивировав их.
Что такое – цель? Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Или коротко словами Третьякова П. И. : «Цель — это осознанный желаемый результат». Т. е. другими словами, цель – это то, к чему мы стремимся в итоге, и она формируется ориентируясь на проблему. Обратите внимание, что цель формулируется при помощи слов формирование, создание, развитие. Окончание «ИЕ».
Цели должны быть :
• Конкретные;
• Измеримые;
• Достижимый;
• Ориентирована на результат;
• Соотносимые с конкретным сроком.
Конкретные цели. Цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в конечном итоге возможно достижение результата, отличающегося от запланированного.
Измеримые цели. Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно отследить достижение результата.
Достижимые цели. Цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперёд за счёт достижения успеха. При постановке цели учитывайте, что она не должна приводить к увеличению стрессов в вашей жизни. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия, но при этом иметь ввиду, что они должны быть достижимыми.
Ориентированные на результат цели. Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. При таком целеполагании достигается максимальная эффективность. Можно поставить себе цель приходить на работу на час раньше, но если при этом не определить ожидаемый от этого результат, то этот час можно провести попивая кофе или просто болтая.
Цели, соотносимые с конкретным сроком. Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении.
После того как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности воспитанников.
Триединая дидактическая цель (ТДЦ) отражает основное содержание НОД, выделяя познавательный, воспитательный, развивающий аспекты. Постановка ТДЦ занятия (целеполагание) – идеальное предвосхищение его конечных результатов.
Задача – это средство достижения цели
Соответственно на занятии решаются и три вида задач : обучающие (направлены на освоение системы знаний и формирования умений и навыков, воспитательные (направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности) и развивающие (направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка).
В отличии от цели, задач всегда несколько, и направлены они на устранение причин. Формулируются задачи с глагола в неопределенной форме, например, повысить, разработать, создать…
Способ постановки задач
Задачи должны быть сформулированы через описание тех изменений, которые педагог хочет произвести в воспитаннике, через описание на языке способностей, умений, личностных качеств и социальных достижений. Каждый раз, формулируя задачу, педагог отвечает для себя на вопрос: что нового должно появиться в умениях и человеческих качествах воспитанника в результате моей деятельности, и на какое изменение я рассчитываю? Ответ на этот вопрос и есть задача педагогической деятельности. Это один из самых трудных этапов работы, т. к. он связан с освоением новой профессиональной идеологии, нового стиля мышления. Однако результат достоин всех усилий: у педагога появляются задачи, которые в самом высоком смысле могут быть названы педагогическими.
Общие требования к постановке задач занятия :
1. Задачи ставятся с учетом целей и назначения всего процесса обучения;
2. Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного;
3. Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой деятельности;
4. Задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение;
5. Формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве);
6. Задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать);
7. В формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать, формировать, воспитывать и пр.).
Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития ребенка.