Елена Облова
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: цели и направления работы
▼ Скачать +Заказ
Выступление на районном семинаре.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Поэтому дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «Здоровьесберегающие технологии».
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: цели и направления работы» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных, и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействиях всех субъектов образовательного процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от: типа и конкретных условий дошкольного учреждения, организации здоровьесберегающей среды, от программы, по которой работают педагоги, продолжительности пребывания детей в ДОУ, от показателей здоровья детей и профессиональной компетентности педагогов.
Анализ тематической литературы показывает, что в ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Основная цель понятна из названия этой группы, т е мы с помощью этих технологий сохраняем здоровье детей и стимулируем его. К таким технологиям отностся:
1. Пальчиковая гимнастика - это пассивные или активные движения пальцами рук. Пальчиковая гимнастика развивает чувствительность пальцев и знакомит детей с разными свойствами, фактурой, формой предметов. Она развивает точные и согласованные движения пальцев рук, что позволит быстрее овладеть письмом, рисованием, лепкой, оказывает огромное влияние на речь ребенка.
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
2. Гимнастика для глаз необходима для сохранения зрения. Упражнения для глаз используется для профилактики нарушения зрения, они снимают зрительное напряжение, укрепляют глазные мышцы.
По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:
- с предметами
- без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);
- с использованием специальных полей, тренажеров.
- с использованием ИКТ.
3. Дыхательная гимнастика способствует насыщению организма кислородом, способствует развитию правильного физиологического и речевого дыхания. Для проведения этой гимнастики могут понадобиться вертушки, султанчики и другие вспомогательные предметы.
4. Динамические паузы во время занятия (физкультминутки).
Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, снимают нервное напряжение от перегрузок. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы других гимнастик в зависимости от вида занятия.
5. Подвижные игры также сохраняют и стимулируют здоровье детей.
Дети удовлетворяют свою потребность в движении, общении друг с другом.
Подвижные игры развивают настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность.
6 .Еще одна технология сохранения и стимулирования здоровья Релаксация – это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Она позволяет устранить беспокойство, скованность, восстанавливает силы, дети учатся ощущать свои эмоции.
7. Бодрящая гимнастика. Это упражнения, выполняемые детьми после дневного сна. Формы проведения ее различны это и самомассаж, и прогулки по ребристым дощечкам, камням, пробежки из спальни в игровую комнату и другие. Такие бодрящие процедуры позволяют быстро включиться организму ребенка в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья.
8. Так же к технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся
Корригирующая гимнастика,Гимнастика ортопедическая, Стретчинг, Ритмопластика.
2. Следующее направление здоровьесберегающих технологий используемых в детском саду - Технологии обучения здоровому образу жизни.
С их помощью мы формируем базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, учим сохранять свое собственное здоровье, навыки ухода за своим телом и т. д. К таким технологиям относится
1. Утренняя гимнастика.
Ежедневные физические упражнения способствуют вырабатыванию у детей привычки к систематической утренней зарядке, упражнения связываются с положительными эмоциями, приятными мышечными ощущениями, которые вызывают только жизнерадостность.
2. Занятия по физической культуре, физкультурные праздники.
Их главной задачей является формирование необходимых двигательных навыков и умений, развитие физических качеств. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ.
3. К технологии обучения здоровому образу жизни относятся беседы из серии «Здоровье», они могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
4. Массаж и самомассаж — это способ саморегуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей учат выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие, похлопывающие движения.
Продолжительность их невелика (всего 2-3 мин, а оздоровительный эффект очень большой. Массаж можно делать без дополнительного оборудования, а можно использовать разные предметы, такие как карандаш, массажный мячик, орех и т. п.
5. Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. В работе используется наглядный материал (специальные модули)
Третья группа здоровьесберегающих технологий применяемых в детском саду это коррекционные технологии. Эти технологии помогают корректировать проявление эмоциональных трудностей детей, преодолеть различные нарушения возникшие у них.
1. Музыкотерапия- это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, может использоваться в качестве вспомогательного средства как часть других технологии.
2. Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это коррекционная технология, которая используется для решения эмоционально-личностных проблем детей. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь. Ребенок вместе со взрослым, играя со сказкой, находит решения своих жизненных трудностей,проблем в эмоциональной сфере.
3. Изотерапия - это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя. Изотерапия разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику. В изотерапии применяются различные материалы: карандаши, краски, пластилин, цветная бумага.
4. Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым. Психогимнастику проводят с детьми с целью психофизической разрядки.
5. Арт – терапия – коррекционная технология, в которой основным средством достижения позитивных психологических изменений является творчество. В арт-терапии реализуются обычно такие виды творчества как рисование, лепка, создание скульптур из песка, аппликация.
6. Логоритмика. Это форма терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Выполняют движения с речевым сопровождением. В результате улучшается речь ребёнка.
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела
оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.
Мы в своем детском саду тоже имеем опыт применения здоровьесберегающих технологий. Мы разработали перспективное планирование «минуток здоровья», что позволило нам систематизировать нашу работу по этой теме.
В работе мы ежедневно проводим пальчиковую гимнастику начиная с младшего возраста индивидуально и с группой детей. Пальчиковая гимнастика проводится со стихами как с предметами так и без них.
В режиме дня любой возрастной группы обязательно планируются гимнастики для глаз.
Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.
Воспитателями применяется гимнастика для глаз с использованием ИКТ.
Дыхательная гимнастика включается в режимные моменты, во все виды гимнастик, после сна, во время физ минуток и на занятии развитие речи, с целью развития речевого дыхания. Воспитателями применяется сюжетная дыхательная гимнастика, что более интересно для детей.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, в сочетании с ортопедической гимнастикой с использованием оборудования сделанного педагогами и родителями воспитанников.
С целью предупреждения утомления на занятиях в детском саду проводятся физкультминутки. Они проводятся во время занятий и в перерывах между ними, по мере утомляемости детей.
Подвижные игры, самостоятельная двигательная деятельность
планируются воспитателями в планах работы, проводятся ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Релаксация проводится в игровой форме, с использованием спокойной классической музыки,звуки природы, позволяет детям расслабиться. Также релаксационные упражнения проводятся с детьми в адаптационный период.
Для решения задач обучения здоровому образу жизни в детском саду организуются различные формы здоровьесберегающей работы это Утренняя гимнастика и заняьтия по физической культуре проводится со всеми возрастными группами. Детям очень нравятся физкультурные развлечения.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о здоровье и средствах его укрепления, о правилах заботы о своем организме, в результате дети приобретают навыки культуры здорового образа жизни.
Также с детьми педагоги проводят массажи и самомассажи. Обычно, они сопровождался легко запоминающимися стихами. Дети их повторяют и с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту. Существуют различные его разновидности: точечный массаж по системе Уманской, массаж ушных раковин, массаж кистей рук и другие.
Для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя детей в саду применяется музыкотерапия.
Сказкотерпия проводится по пособию О. А. Шороховой «Играем в сказку». Дети обучаются составлению импровизаций по содержанию знакомых сказок и в последствии придумывают собственные сказки.
В коррекционной работе часто используется изотерапия, она дополняется нетрадиционным рисованием.
Каждую неделю воспитатели проводят упражнения по психогимнастике. В группах есть уголки уединения и уголки настроения.
Создание здоровьесберегающего пространства в детском саду невозможно без создания соответствующей предметно-развивающий среды.
В нашем детском саду нет спортивного зала, поэтому в каждой возрастной группе у нас оформлены спортивные уголки. В них достаточно разнообразного физкультурного оборудования. В каждой группе имеются картотеки по физическому воспитанию, конспекты прогулок, проводимые воспитателями на свежем воздухе.
Для каждой возрастной группы постоянно поддерживается режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления.
Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные, которые применяются и в нашем детском саду:
- нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
- проведение утренней гимнастики на свежем воздухе;
- прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом большая часть образовательной деятельности переносится на участок. В холодное время года мы стараемся придерживаться нормативов сан пина.
Дети на прогулках принимают «солнечные ванны» и практикуется босохождение по травке и песочку и по «тропе здоровья».
В летнее время года проводится обливание и умывание прохладной водой.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, применяемых в комплексе в нашем саду, имеет оздоровительную направленность, а используемая здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.