Юлия Тарасова
Технология певческого дыхания как основа правильного звукообразования детского голоса на музыкальном занятии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Т[ехнология певческого дыхания как основа правильного звукообразования детского голоса на музыкальном занятии в детском саду.
Тема певческого дыхания меня волнует уже давно, так как является основой правильного звукообразования детского голоса.
Публикация «Технология певческого дыхания как основа правильного звукообразования детского голоса на музыкальном занятии в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Основная задача музыкального руководителя заключается в том, чтобы научить детей дошкольного возраста основам правильного голосообразования. Такая работа должна проводиться постоянно, сначала на упражнениях, а потом и в процессе разучивания вокальных произведений.
Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важным условием правильного голосообразования является ощущение комфорта и удовольствия от пения.
Детский голос сильно отличается от взрослого. У детей голос еще не сформирован и слаб. У взрослых гортань находится на уровне 4-7 шейного позвонка, а у детей на 1-2 позвонка выше и только к семи годам опускается до 7 позвонка.
Вместо голосовой мышцы у детей расположена соединительная ткань, железы и сосуды. У детей до 5-летнего возраста ведущую роль в регуляции натяжения голосовых связок играют перстне-щитовидные мышцы, суживающие голосовую щель и одновременно натягивающие голосовые связки. Голосовой аппарат ребенка формируется только к 7 годам. Звук детского голоса отличается мягкостью, «серебристым», головным звучанием, ограничен по силе и имеет небольшой диапазон. И только к 7 годам диапазон расширяется от Ре1 до До2. Однако каждый ребенок имеет свои индивидуальные генетические предрасположенности и способности к вокальному пению.
Методика вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста очень похожа на методику обучения взрослых. Разницу составляет лишь методы и приемы. Вся дошкольная педагогика базируется на игровом методе.
Свою работу над правильным звукообразованием начинаю с тренировки певческого дыхания и певческой установки тела. (обязательно прямая спина, лопатки сведены вместе, ноги стоят на полу, а руки –на коленках, голова не качается).
Хорошие упражнения описаны О. В. Кацер в своей книге «Игровая методика обучения детей пению». Качество речевого и певческого дыхания детей зависит от экономичного выдоха и умения его распределять на речевую и музыкальную фразу. Цикл речевого и певческого дыхания состоит из трех основных моментов : короткого спокойного вдоха, задержки дыхания и медленного постепенного выдоха. От качества дыхания зависит характер атаки (начала звучания) звука : твердый или мягкий. Спокойное дыхание – пение без напряжения, напряженное – ведет к повышению интонации, недостаток активности – к понижению. В детском возрасте лучше использовать мягкую атаку: спокойный вдох и постепенный выдох гарантируют мягкое и легкое звучание. Упражнения по развитию речевого и певческого дыхания проводим постепенно на каждом занятии, по возможности соединяя с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т. д. В первую очередь разогреваем мышцы дыхательной системы, устраняем поверхностное и не ритмичное дыхание, нормализуем физиологическое спокойное, размеренное и плавное дыхание.
Пример упражнения:
Исходное положение (и. п.) – стоя, ноги на ширине плеч.
- Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону – в другую, вдох- выдох, вдох-выдох и т. д.
И. П. – стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.
- Отведем руку, «как ветку дерева» : вправо-влево, вправо – влево, вдох-выдох.
И. П. – то же, только движения выполняем двумя руками.
И. П. – то же. Собранную кисть одной руки, «как листик дерева», раскрываем вправо – закрываем влево, вдох-выдох…Затем выполняем упражнение двумя руками.
Педагог должен чутко понимать, когда нужно остановить эту игру. Лучше не доиграть, чем вызвать в детях пресыщенность и отторжение.
Речевое и певческое дыхание развиваем в следующих упражнениях: короткий вдох, задержка дыхания и постепенных медленный выдох. Одновременно следим за певческой установкой. (обязательно прямая спина, лопатки сведены вместе, ноги стоят на полу, а руки –на коленках, голова не качается). Можно использовать воображение: «превратиться в ветер» и своим дыханием рисовать разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного и спокойного). Затем удлиняем выдох на закрытых, экономных шипящих и свистящих. Для этого используем различные образы: как играет ветер с листвой, или как звучат пчела, жук, комар, спустился воздух из колеса машины, сердится кошка и т. д. (выдыхаем на согласных звуках «Ш», «Ж», «З», «С», «Ф»)
По методу йогов мы можем использовать «Попеременное дыхание». Цель этого вида дыхательных упражнения – сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. При вдохе через одну ноздрю более активно работает одна часть вегетативной нервной системы (симпатическая или парасимпатическая, при вдохе через вторую – другая. Дети прижимают указательным пальцем правой руки правую ноздрю и делают вдох через левую на счет 4, затем закрывают указательным пальцем левой руки левую ноздрю и выдыхают через правую ноздрю на счет 4. Повторяем упражнение 2-3 раза. Двухфазное йоговское дыхание хорошо использовать для активизации внимания.
Существует дыхательная зарядка (из опыта певицы Л. Казарновской)
И. П. -стоя, руки согнуты в локтях, ладони касаются плеч. На счет 1 – вдох через нос, локти соединить перед собой; на 2 – задержка дыхания, локти развести в стороны; на 3 – выдох, наклон вперед, опуская руки.
Упражнение с листком бумаги. Взять двумя пальцами небольшой лист тонкой бумаги для офисной техники за верхнюю часть, держать его на уровне лица на расстоянии 8-10 см от губ. Сделать вдох и медленно дуть на бумагу. Если выдох плавный, равномерный, лист бумаги слегка отклонится, а если выдох прерывистый, то он будет то подниматься, то опускаться.
Упражнение Мороз: Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и «отогрелись».
Можно использовать на занятиях упражнения по методике парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Но эти упражнения, на мой взгляд, больше подходят для старших дошкольников.
В практике музыкальной работы в детском саду существует много различных интересных упражнений, помогающих детям развивать в игровой форме певческое дыхание и укреплять свое здоровье.