Анна Фесенко
Технология педагогической поддержки О. С. Газман
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. На смену авторитарной по характеру педагогической деятельности приходит практика гуманистического лично-ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка. Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания. Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а "от ребенка", причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизненных проблем.
Публикация «Технология педагогической поддержки О, С, Газман» размещена в разделах
Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь ребенку в его саморазвитии. «Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, — без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации.
Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О. С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации.
Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного)
Второй процесс становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).
О. С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.
• Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
• Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
• Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
• Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
• Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
• Дети — носители грядущей культуры.
• Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения.
• Воспитание — диалог культур.
• Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
• Признавай право на ошибку и не суди за нее.
• Умей признать свою ошибку.
• Защищая ребенка, учи его защищаться.
Ученики О. С. Газмана разработали и описали механизм технологии педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий ребенка и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
— I этап (диагностический) - диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы;
— II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности, взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);
— III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
— IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
— V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.
Данную технологию можно применить как в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, так и с одарёнными обучающимися.
Центром, в котором сходятся все технологические усилия воспитателя, осуществляющего педагогическую поддержку, является рефлексивная деятельность ребенка. Она строится как система "семи шагов" и работает на всех технологических этапах :
- "шаг первый" : ребенок с помощью педагога должен проявить свое эмоциональное состояние, которое покажет, что у него возникла проблема;
- "шаг второй" : в беседе, через систему вопросов педагог помогает ребенку успокоиться и осознать свою проблему;
- "шаг третий" : в дальнейшей беседе ребенок определяет свое отношение к проблеме: боится он ее или готов взяться за ее решение;
- "шаг четвертый" : ребенок размышляет над тем, что конкретно, когда и с кем он будет делать для разрешения обнаруженной проблемы;
- "шаг пятый" : ребенок совместно с педагогом рассматривает несколько путей решения проблемы, осуществляется выбор наиболее приемлемого;
- "шаг шестой" : разрабатывается и обсуждается с педагогом план-проект своей деятельности;
- "шаг седьмой" : во время реализации проекта ребенок и педагог постоянно обсуждают : что получилось, а что нет, стоит ли это дальше делать или отказаться от задуманного.
Выращивать, поддерживать индивидуальность - это значит учить ребенка понимать мир и себя, то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодействию людей в реальной социальной практике.
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.
Реализовать эту технологию можно с помощью следующих методов:
любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства, умение слушать, слышать и услышать;
уважение достоинства и доверие, вера в миссию. Каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката, готовность ничего не требовать взамен;
собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Приемы технологии педагогической поддержки :
«Эмоциональное поглаживание»
• Молодец!
• Умница!
• Как вы меня порадовали!
• Я горжусь вами!
«Снятие страха»
• «Работа легкая, этот материал мы с вами изучали»;
• «Это совсем не трудно…»
• «Если даже у тебя не получится, мы все тебе поможем…»
«Аванс»
• «У тебя обязательно получится, я даже не сомневаюсь…»
«Инициатива активности»
• «Нам это надо, потому что…»
• «Для тебя это очень важно, потому что…»
• «Обычно удобнее начать с этого…»
«Скрытая инструкция»
• «ты конечно же помнишь, что лучше начать с этого…»
• «обычно удобнее приступить с этого…»
• «здесь, вероятно, главное это…»
«Персональная исключительность»
• «именно ты и смог бы…»
• «именно на тебя я и надеялась…»
• «у тебя, такого умного (сильного, непременно получится…»
«Умышленная ошибка»
• «я ошиблась, помоги мне…»
«Минутка психологической разгрузки»
• Шутки, загадки на отвлеченные темы
Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.
Применяя данную технологию ребята успешно осваивают социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы ребёнок мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир. Способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности. содействовать с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
В заключении хочется сказать, что технология педагогической поддержки относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки : дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям с ограниченными возможностями здоровья себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.