Лучший педагог года

Технология педагогической поддержки О. С. Газман

Анна Фесенко
Технология педагогической поддержки О. С. Газман
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. На смену авторитарной по характеру педагогической деятельности приходит практика гуманистического лично-ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка. Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания. Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а "от ребенка", причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизненных проблем.

Публикация «Технология педагогической поддержки О, С, Газман» размещена в разделах

Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь ребенку в его саморазвитии. «Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, — без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации.

Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О. С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации.

Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного)

Второй процесс становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).

О. С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.

• Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

• Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.

• Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

• Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

• Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

• Дети — носители грядущей культуры.

• Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения.

• Воспитание — диалог культур.

• Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

• Признавай право на ошибку и не суди за нее.

• Умей признать свою ошибку.

• Защищая ребенка, учи его защищаться.

Ученики О. С. Газмана разработали и описали механизм технологии педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий ребенка и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

— I этап (диагностический) - диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы;

— II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности, взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

— III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

— IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

— V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.

Данную технологию можно применить как в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, так и с одарёнными обучающимися.

Центром, в котором сходятся все технологические усилия воспитателя, осуществляющего педагогическую поддержку, является рефлексивная деятельность ребенка. Она строится как система "семи шагов" и работает на всех технологических этапах :

- "шаг первый" : ребенок с помощью педагога должен проявить свое эмоциональное состояние, которое покажет, что у него возникла проблема;

- "шаг второй" : в беседе, через систему вопросов педагог помогает ребенку успокоиться и осознать свою проблему;

- "шаг третий" : в дальнейшей беседе ребенок определяет свое отношение к проблеме: боится он ее или готов взяться за ее решение;

- "шаг четвертый" : ребенок размышляет над тем, что конкретно, когда и с кем он будет делать для разрешения обнаруженной проблемы;

- "шаг пятый" : ребенок совместно с педагогом рассматривает несколько путей решения проблемы, осуществляется выбор наиболее приемлемого;

- "шаг шестой" : разрабатывается и обсуждается с педагогом план-проект своей деятельности;

- "шаг седьмой" : во время реализации проекта ребенок и педагог постоянно обсуждают : что получилось, а что нет, стоит ли это дальше делать или отказаться от задуманного.

Выращивать, поддерживать индивидуальность - это значит учить ребенка понимать мир и себя, то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодействию людей в реальной социальной практике.

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.

Реализовать эту технологию можно с помощью следующих методов:

любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства, умение слушать, слышать и услышать;

уважение достоинства и доверие, вера в миссию. Каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката, готовность ничего не требовать взамен;

собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Приемы технологии педагогической поддержки :

«Эмоциональное поглаживание»

• Молодец!

• Умница!

• Как вы меня порадовали!

• Я горжусь вами!

«Снятие страха»

«Работа легкая, этот материал мы с вами изучали»;

«Это совсем не трудно…»

«Если даже у тебя не получится, мы все тебе поможем…»

«Аванс»

«У тебя обязательно получится, я даже не сомневаюсь…»

«Инициатива активности»

«Нам это надо, потому что…»

«Для тебя это очень важно, потому что…»

«Обычно удобнее начать с этого…»

«Скрытая инструкция»

«ты конечно же помнишь, что лучше начать с этого…»

«обычно удобнее приступить с этого…»

«здесь, вероятно, главное это…»

«Персональная исключительность»

«именно ты и смог бы…»

«именно на тебя я и надеялась…»

• «у тебя, такого умного (сильного, непременно получится…»

«Умышленная ошибка»

«я ошиблась, помоги мне…»

«Минутка психологической разгрузки»

• Шутки, загадки на отвлеченные темы

Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

Применяя данную технологию ребята успешно осваивают социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы ребёнок мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир. Способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности. содействовать с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.

В заключении хочется сказать, что технология педагогической поддержки относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки : дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям с ограниченными возможностями здоровья себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Фотоотчет «Совместная музыкальная деятельность — способ поддержки детской инициативности»Фотоотчет «Совместная музыкальная деятельность — способ поддержки детской инициативности» Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Фотоотчет об участии в акции поддержки участников СВО «Тепло детских ладошек»Фотоотчет об участии в акции поддержки участников СВО «Тепло детских ладошек» «Тепло детских ладошек» Благотворительный фонд поддержки военнослужащих Ивановской области «Своих не бросаем» проводил акцию «Тепло детских.

Государственные программы развития системы поддержки одарённых детей "Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает государство слабым". Ф. Вольтер В настоящее время внимание к проблеме одарённых.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Создание условий для выявления и поддержки одаренных и способных детей в скалолазанииСоздание условий для выявления и поддержки одаренных и способных детей в скалолазании Выявление и поддержка одаренных и способных детей О. А. Никитенко, педагог дополнительного образования ГБОУ школы №495 Московского района.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология педагогической поддержки О. С. Газман
Опубликовано: 7 ноября 2023 в 18:52
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология педагогической поддержки О. С. Газман» (включая файлы) размещена пользователем Анна Фесенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД