Александра Синчук
Технология педагогического общения с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Технология педагогического общения с родителями
Технология педагогического общения с родителями
Современные образовательные программы дошкольного образования проводят реализацию совместных усилий педагогов и родителей в воспитании полноценной личности ребенка, его целостном развитии.
На их основе педагог может использовать разные технологии взаимодействия с семьей с учетом специфики дошкольного учреждения, особенностей, запросов и возможностей педагогов и родителей.
Осуществление полноценного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможно при следующих условиях:
• готовность педагогов к взаимодействию с родителями,
Публикация «Технология педагогического общения с родителями» размещена в разделах
• настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей,
• определение значимых для педагогов и родителей целей и задач, по которым будет осуществляться взаимодействие,
• разработка содержания этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников,
• создание материальных условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.
Направления взаимодействия педагога с родителями:
- Педагогический мониторинг.
- Педагогическая поддержка.
- Педагогическое образование родителей.
- Совместная деятельность педагогов и родителей.
В ходе организации педагогического мониторинга воспитателю важно изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях. Для этого воспитатель использует методы первичной диагностики:
- анкетирование родителей на тему «Мой ребенок»,
-беседа с родителями «Наша семья и ребенок»,
-наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезок времени.
Для изучения особенностей семьи ребенка воспитатель может в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и вечерний отрезок времени обратить внимание на следующие показатели:
• Эмоциональный настрой ребенка на общение с взрослым (ребенок встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно)
• Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком (взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием, раздраженно)
• Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении - сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению.
• Особенности воспитательной тактики родителя - при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы.
• Возникающие трудности общения, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций.
Типичная позиция, которую занимает каждый в общении:
Лидер - указывает, направляет, заставляет, оценивает,
Партнер - советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает,
Отстраненный - выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы.
Педагогическая поддержка.
• Педагогическая поддержка предполагает совместную деятельность педагога с родителями, направленную на развитие их умений воспитания дошкольников, проявление уверенности в успешности их воспитательной деятельности.
• В начале работы с семьей для того, чтобы педагогу лучше узнать особенности семей своих воспитанников, сплотить родительский коллектив, сблизить родителей со своими детьми можно предложить родителям вместе с детьми составить рассказы на темы: «А у нас в семье так», «Мы умеем отдыхать», «Познакомьтесь, это я, это вся моя семья».
• Сплочению родителей, педагогов и детей будет способствовать совместное оформление групповых газет, фотоальбомов: «Что же такое семья», «По секрету всему свету», «Выходной, выходной мы проводим всей семьей».
Педагогическое образование родителей.
Педагогическое образование дошкольников ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителей. Выбирая направления педагогического образования, воспитатель ориентируется на потребности родителей группы. Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые темы для педагогического образования родителей группы. Например, «Развиваем детскую самостоятельность», «Как научить ребенка играть», «Как организовать семейный досуг».
Взаимодействие педагога с родителями детей среднего дошкольного возраста.
В своем общении с родителями детей среднего дошкольного возраста педагог укрепляет доверительные отношения, которые сложились у него с большинством семей в предыдущий год и обращает внимание на изменения в развитии дошкольников, как их учитывать в своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
1. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.
2. Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.
3. Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.
4. Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.
5. Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов, развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.
6. Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной деятельности.
7. Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.
Педагогический мониторинг
• Решая диагностические задачи, воспитатель проводит анкетирование родителей «Семейное воспитание», «Мы и наш ребенок», беседу с родителями «Традиции нашей семьи»
• Понять особенности внутрисемейных отношений и роль ребенка в семье педагогу помогут беседа с ребенком «Ты и твоя семья», диагностическая игра «Почта».
• Для изучения удовлетворенности родителей в совместной деятельности воспитатель проводит анкетирование родителей «Вместе с детским садом», диагностическую беседу «Какой я родитель».
Педагогическая поддержка родителей.
• Для того, чтобы педагогу лучше узнать особенности семей своих воспитанников, сплотить родительский коллектив, сблизить родителей со своими детьми можно предложить родителям вместе с детьми составить рассказы на темы: «А у нас в семье так», «Мы умеем отдыхать», «Познакомьтесь, это я, это вся моя семья».
• Сплочению родителей, педагогов и детей будет способствовать совместное оформление групповых газет, фотоальбомов: «Что же такое семья», «По секрету всему свету», «Выходной, выходной мы проводим всей семьей».
• В ходе взаимодействия с родителями педагог подчеркивает, что эффективное интеллектуальное развитие детей невозможно без участия семьи, близких. Педагог знакомит родителей с приемами активизации детской любознательности, обогащения представлений об окружающем мире, развития речевых способностей. С этой целью он предлагает родителям игры, проблемные ситуации для детей, элементарные опыты, которые не требуют много времени и специального оборудования.
Педагогическое образование родителей.
• Благодаря усилиям педагога у родителей появляются четко оформившиеся образовательные запросы (что я хочу для развития своего ребенка и себя как родителя). Для удовлетворения образовательных запросов педагог использует разные формы: семинары, творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги, уместно создание клубов для родителей таких как «Традиции семьи», «Вундеркинд», «Узнаем наш город».
• Исходя из пожеланий родителей, при поддержке медицинской и психологической службы воспитатель реализует с родителями комплексные программы психолого-педагогического образования: «Учимся общаться с ребенком», «Вместе с папой», «Знаю ли я своего ребенка», «Растем здоровыми».
• Задача таких программ - расширение знаний родителей о различных подходах в воспитании, развитие умений видеть и понимать своего ребенка, совершенствование умений родителей развивать своих детей в различных видах деятельности.
Совместная деятельность педагогов и родителей
• В средней группе педагог стремится сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива. Способствуя развитию доверительных отношений между родителями и детьми, воспитатель организует такие совместные праздники и досуги как - Праздник осени, праздник Нового года, праздник для мам (Восьмого марта) и пап (23 февраля).
• Со временем проведение совместных с родителями праздников, вечерних посиделок, семейных гостиных, семейных конкурсов «Папа, мама и я – умелая семья», становятся традициями группы детского сада.
Особую роль играет взаимодействие воспитателя с родителями в решении задач социально-личностного развития ребенка.
Для осознания ребенком своей роли в семье, понимания связей с близкими людьми воспитатель проводит такие игровые встречи как:
• «Посмотрите это я, это вся моя семья» (вместе с гостями - разными членами семей, дети рассматривают фотографии, семейные альбомы, детские рисунки о семье, поют песни, танцуют,
• «Очень бабушку свою, маму мамину люблю» (в гости к детям приходят бабушки воспитанников, рассказывают детям сказки, играют с ними, рассказывают истории о своем детстве,
• «Папа может все, что угодно!» (воспитатель приглашает в группу пап, которые, рассказывают детям о своей работе, в совместных играх и упражнениях демонстрируют силу, ловкость, ремонтируют игрушки в группе).
Исходя из образовательных задач, особенностей детей группы и потребностей родителей, воспитатель вовлекает родителей в организацию разных совместных с детьми форм деятельности: «Мы вместе трудимся на участке» (убираем снег и украшаем участок к новогодним праздникам», «Идем на прогулку в парк», «Украшаем группу к празднику весны», «Все вместе едем в парк».