Людмила Ковалева
Эссе участника конкурса педагогического мастерства «Дошкольное детство. Как вырастить ребенка успешным»
▼ Скачать + Заказать документы
Альберт Энштейн говорил: «Успешный человек — всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение — беспредельно».
Известно, что успех не передается по наследству, успешная мама не является гарантом успешности своего ребенка, интеллект не всегда дает возможность жизненного успеха, чрезмерное стимулирование любознательности у ребенка порой приводит к ее потере.
Публикация «Эссе участника конкурса педагогического мастерства „Дошкольное детство, Как вырастить ребенка успешным“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Чтобы ответить на вопрос, как вырастить ребенка успешным, для начала необходимо разобраться в самом понятии «успешность». Логически рассуждая, слово «успешность» является производным от слова «успех».
Изучая литературу, я отметила. что понятие «успех» в разных источниках трактуется по-разному: например, в толковом словаре Ефремовой «успех - это удача в каком-либо деле», у Ожегова «успех – это общественное признание», в словаре Ушакова «успех – удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели».
Некоторые авторы связывают успех с внутренней душевной гармонией, самореализацией и полным раскрытием своего потенциала, с любимым занятием.
На мой взгляд, успех - это раскрытие своего потенциала, реализация своих настоящих талантов, делающих наш мир лучше, совершенней, а людей счастливее. А успешным человеком можно считать того, кто достигает такие поставленные цели, которые приносят человеку душевное удовлетворение.
В настоящее время тема успешности стала популярной не только среди взрослого населения, но и коснулась дошкольного детства.
Все мы знаем, что ребенок дошкольного возраста подобен «губке», «пластилину», он легко все впитывает, воспринимает, то есть поддается воспитанию и обучению. Базируясь на этих психофизиологических особенностях детей, родители пытаются как можно больше загрузить ребенка всевозможными занятиями, все увеличивая и увеличивая круг не его интересов. А теперь к этим не его интересам прибавляют «успешность».
Из моего личного опыта, могу сказать. что родители навязывают ребенку свои интересы, пытаются реализовать через него свои несостоявшиеся планы. Все это, как правило, связано с чисто русским (славянским) менталитетом, а именно – с академической успеваемостью ребенка в дальнейшем, в школе, с желанием сделать своего ребенка успешным. Мы готовим его только к социальному успеху, и не даем получить успех счастья, который заключается в реализации своих желаний и способностей, от которых ребенок будет получать удовольствие.
Как раз из-за этого, из-за большой перегрузки, желания воплотить в ребенке свои идеи, планы и задачи, в дошкольном и школьном возрасте успешные дети в дальнейшем становятся неудачниками.
Я считают, что успешный ребенок - это тот, кто самостоятельно познает себя и окружающий мир, сам строит свою жизнь.
Многие взрослые лепят из своего наследника нечто идеальное, поправляя, одергивая и требуя, чтобы дневник был забит пятерками. Но если мы не дадим ребенку в дошкольном возрасте делать то, что именно ему интересно, что требует его душа (если ему часами хочется рисовать – дайте ему эту возможность, если поет – не мешайте ему, то мы отнимем у него успех счастья в будущем.
Возникает вопрос – нужно ли в дошкольном возрасте воспитывать у ребенка успешность? Конечно, да. Но совсем другими способами и методами.
Изучая различную психологию в университете я пришла к выводу, что раскрыть способы и методы воспитания успешного ребенка в дошкольном возрасте, поможет позитивная психология - это направление психологии, которое занимается исследованием положительных аспектов психики человека. Эта область исследований стремится раскрыть природные способности человека и сделать опыт жизни более удовлетворительным.
Очень ярко и доступно эту тему освещает психолог Светлана Белецкая.
Она раскрывает самые главные позиции, которые помогут родителям вырастить ребенка успешным, такие как: создать среду, где ребенок будет себя чувствовать комфортно, будет в состоянии потока; самооценка ребенка; собственное мнение; любопытство и драйв (азарт); научить видеть нестандартное в стандартном; ответственность; самостоятельность и т. д.
При работе с родителями стараюсь объяснить, что с самого раннего детства надо учите ребенка ясно и точно осознавать свои желания, потребности и цели. Пусть он составляет план и достигает определенного результата.
Опираясь на основные позиции позитивной психологии, можно ребенка дошкольного возраста вырастить успешным.
Такого же мнения придерживается и детский психолог Юлия Гиппенрейтер, которая говорит о том, что материальное и эмоциональное благополучие — это разные вещи. По словам Юлии, дети рождаются с потенциалом к жизни и задача родителей помочь ребенку, не навязывая свою жизненную модель.
У детей есть жизненная сила, творческая сила. И если нарисовать кривую развития человека, то вначале она круто идет вверх, потом замедляется, может остановиться и даже падает вниз. Для того чтобы кривая жизни росла вверх и во взрослом возрасте, нужно в самом начале поддерживать живые силы ребенка. Давать ему свободу развиться.
Я согласна с утверждением современной науки: для того, чтобы вырастить счастливого и успешного ребенка, родителям необходимо всего лишь дать ему свободу выбора и поддерживать его на выбранном пути.
Воспитатель Ковалева Людмила Петровна