Ольга Александровна
Технология обучения «План-дело-анализ». Проект «Неделя безопасности». Тема дня «Транспорт и безопасность на дорогах»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология обучения
«План-дело-анализ»
Проект «Неделя безопасности»
в подготовительной группе
Тема дня «Транспорт и
МАДОУ "Колокольчик" Забайкальский край
воспитатель Иванова Ольга Александровна
Содержание и формы работы в структуре группового сбора:
1. Начало группового сбора. (1 мин.)
• Привлечение внимания детей колокольчиком.
Темочки:
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Недели безопасности
- ПДД. Недели безопасности. Планирование
- ПДД. Планы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Планирование, тематические недели по лексическим темам
- Планирование. Планы работ
- Проекты, проектная деятельность
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Проекты
- Темочки
• Садимся по цветам.
• Сбор детей в центре групповой комнаты сидя на стульях. Рядом поставлен мольберт, на который прикреплен информационный лист – модель дневного цикла жизнедеятельности группы на текущий день «План-дело-анализ».
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
Реализуемая детьми компетенция:
Право самостоятельно принять решение об участии (неучастии) в общей деятельности;
Право выбора места среди других детей (с кем рядом, от кого подальше).
2. Приветствие. (1-2 мин.)
Вопросы к детям:
Все ли удобно устроились?
Какое у вас сегодня настроение?
Посмотрите друг на друга. У всех ли приветливые лица?
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть!
Реализуемая детьми компетенция:
Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами.
3. Игра. (1-2 мин.)
«Дорожных правил очень много»
Раз - Внимание дорога!
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.
«Автомобиль»
В «Автомобиль» друзья играли (сжимают и разжимают кулаки)
Вот из чего его собрали:
Двигатель, капот и фары (сгибают поочередно пальцы на руке)
И колеса по две пары.
Есть багажник для вещей,
Бардачок – для мелочей.
Есть в нем руль – для поворота
И салон, где едет кто-то. (крутят руль)
Есть и звуковой сигнал,
Пешеход, чтоб услыхал. (Хлопают в ладоши)
Реализуемая детьми компетенция:
Право на участие (неучастие) в общем деле;
Право предложить и организовать свою игру.
4. Обмен новостями. (3мин.)
Вопросы к детям:
Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями?
Ребятки, а кто помнит наше правило при обмене новостями? ( Дети отвечают: «Один говорит, другие слушают»
Реализуемая детьми компетенция:
Право быть услышанным;
Право вести диалог (монолог, выразить свою точку зрения.
5. Планирование. Выбор темы. (2-3 мин.)
Речь воспитателя:
• Мотивация: «А у меня сегодня тоже есть новость. Сегодня автобус, который ждали многие люди на остановке и я, в том числе, не пришёл во время. Поэтому, многие люди чуть не опоздали на работу».
• Краткий рассказ воспитателя о значимости транспорта и безопасности на дорогах.
• Выявление знаний и опыта детей по теме дня «Транспорт и безопасность на дорогах» :
Какой транспорт называют общественным? Зачем он нужен?
Зачем нужны дорожные знаки?
(Все высказывания детей были записаны печатными буквами младшим воспитателем в первую графу таблицы «Что мы знаем?»)
Что мы знаем?
«Общественный транспорт нужен для того, чтобы перевозить много людей сразу. Это автобусы».
«Ещё транспорт нужен чтобы ездить отдыхать, на природу, в гости»
«Общественный транспорт помогает добраться в садик, на работу. Мы с папой каждое утро вместе ездим на автобусе. Он мне билетики отдаёт».
«Автобусом управляет шофёр».
«Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу»
«Через дорогу переходим на красный цвет»
Что ещё вам хотелось бы узнать по этой теме?
(Вопросы детей также записываются ассистентом (мл. воспитателем).
Что мы хотим узнать?
«Где общественный транспорт ночует?»
«Зачем нужны знаки?»
«Когда автобусы становятся старыми, куда их девают?»
«Сколько человек сразу может перевезти автобус?»
«Почему полоски на пешеходном переходе белые?»
Воспитатель уточняет у детей, на какие интересующие их вопросы, по их мнению, они могут найти ответ уже сегодня.
Как ты думаешь, можно ли узнать ответ на твой вопрос уже сегодня или надо кого-то спросить из взрослых?
Как вы думаете, где ещё вы можете найти ответы на свои вопросы?
То есть педагог не оставляет без внимания ни один заданный детьми вопрос. После чего, сообщает о том, что ответ на некоторые вопросы дети узнают сегодня, посмотрев фильм; поиграв в с/р игру «Автобус» (например, ответ на последний вопрос).
(Ответы воспитанников аналогично записываются).
Что нужно сделать, чтобы узнать?
«Спросить у родителей»
«Попросить рассказать воспитателя»
«Посмотреть в энциклопедии»
«Посмотреть в телевизоре какую-то программу»
«Найти в интернете, у меня мама всегда там смотрит».
Реализуемая детьми компетенция:
Право и возможность участвовать в выборе темы дня;
Право свободно формулировать и предлагать тему, участвовать в совместном планировании, определяющем деятельность для всей группы;
Право и возможность проявлять избирательность в интересах.
(Заполненный бланк «Модель трёх вопросов» был вывешен в приёмной с целью непосредственного включения родителей в образовательную работу группы по теме «Общественный транспорт»).
6. Планирование действий на текущий день. (4-5 мин.)
• Презентация центров активности.
- Кто оказался самым внимательным и заметил, что у нас в группе появилось что-то новое? Посмотрите, что я приготовила для вас в разных центрах. В центре «Акварелька» Мария Александровна приготовила для вас раскраски, шаблоны для обведения и последующей штриховки, вырезанные картинки для создания книжки. В центре «В мире прекрасного» вас ждут энциклопедии для мальчиков и девочек, новые книги с рассказами, вырезки картинок с изображением разных видов общественного транспорта для создания альбома. Также вас ждут центр «Домисолька» и центр «Здравствуй, мир» где мы с вами вспомним правила дорожного движения и поиграем. Подумайте и решите, кто в какой Центр пойдёт работать, и какой план у вас будет сегодня.
- Какие идеи у вас есть по поводу того, что можно сделать в Центрах?
- Достаточно ли материалов или чего-то не хватает?
- Что нужно, чтобы задуманное вами осуществить?
- Чем могу помочь я?
(Всё это позволило каждому откликнувшемуся воспитаннику самостоятельно спланировать свои действия на день, выбрать партнёров деятельности).
Реализуемые детьми компетенции:
Право принятия самостоятельного решения относительно собственной занятости, направленности деятельности, месте её реализации, партнёрстве или его отсутствии.
7. Проговаривание плана. (1-2 мин.)
• Уточнение последовательности действий («С чего ты хочешь начать свою работу?Что будешь делать потом?»);
• Уточнение партнёров по деятельности («Кого бы ты хотел (а) пригласить поработать с собой?»);
• Предложение воспитателем своей помощи (в случае необходимости).
Реализуемые детьми компетенции:
Право самостоятельно распределять обязанности (роли) в общем деле;
Право принять (или не принять) помощь взрослого
Право обращения к различным источникам знаний или опыта.
8. Реализация плана.
Речь воспитателя:
- Ребята, кто уже сделал свой выбор? Пожалуйста, можете идти работать. Тем, кто ещё не решил, я напомню: у нас работает центр «В мире прекрасного», центр «Акварелька», центр «Домисолька». Я буду сегодня работать в центре «Здравствуй, мир», кто хочет пойти со мной?
Реализуемая детьми компетенция:
Право самостоятельно выбрать и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий;
Право самостоятельно договориться о распределении обязанностей внутри подгруппы и организовать деятельность;
Право обратиться за помощью к любому члену группы (воспитателю, другому взрослому, сверстнику);
Право самостоятельно определить объём (результат) своей работы;
Право прекратить работу раньше, чем будет получен результат;
Право переключиться на другой вид деятельности;
Право выбора и осуществления деятельности, не связанной с темой общего проекта.
(Во время тихого часа все взрослые собрались вместе (воспитатель, ст. воспитатель, педагог-психолог) для обсуждения выбранной темы и предложенных детьми идей. По вопросам, предложениям детей была оценена их познавательная активность. После чего, педагогами было продумано включение малоактивных детей в работу группы по данной теме, а также изменение РППС, привлечение родителей, презентация центров активности на следующий день. В результате обсуждения план был дополнен идеями взрослых (печатными буквами другим цветом).
В конце работы в центрах с детьми был проведён итоговый сбор, на который детей вновь собрал колокольчик. Место проведения – в центре группы. На итоговый сбор дошкольники принесли из Центров всё то, что они успели сделать - рисунки, поделки и пр. На местах остались лишь те виды работ, которые нельзя перенести (дома из строительного материала и др.)
Вопросы детям:
Кто хочет рассказать о своей работе?
Какие трудности ты встретил (а?
Что тебе удалось сделать сегодня?
Получилось ли у тебя то, что ты задумал (а?
Как ты предполагаешь завершить работу?
Какие материалы можно ещё использовать?
Планируешь ли ты продолжить начатую работу?
Какой совет ты бы дал тому, кто решит завтра повторить твой план?
Реализуемая детьми компетенция:
Право выбора продукта для предъявления в качестве результата деятельности;
Право самостоятельно оценить достигнутый результат;
Право оценить успешность сотрудничества;
Право определения применения полученного результата.
Принципы работы:
Принцип открытости:
Ребё нок имеет право:
• Участвовать или не участвовать в общем деле;
• Представить или не представлять результаты своего дела;
• Принять решение о продолжении (завершении) начатой работы.
Принцип диалогичности:
• Все участники группового сбора имеют право обсуждать план, виды деятельности;
• Все участники имеют возможность вхождения в беседу по поводу выполненной работы, полученного результата, перспектив её продолжения.
Принцип рефлексивности:
• Развитие детской инициативы и творческих способностей;
• Осознание ребёнком своих действий;
• Самооценка результата;
• Саморегуляция поведения.