Татьяна Беляева
Технология обучения детей составлению загадок
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Публикация «Технология обучения детей составлению загадок» размещена в разделах
А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок у ребенка формируются основные мыслительные операции, он получает радость от собственного речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? – Блестящий.
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
Примечание. : блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Загадка про самовар : «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
После освоения модели «Какой – что бывает таким же» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).
Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
Что делает ежик?
Пыхтит, собирает, семенит.
Пыхтит как кто или что?
Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на завышение).
Пыхтит как старый чайник (сравнение на занижение).
Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на завышение).
Собирает как жадина (сравнение на занижение).
Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на завышение).
Семенит как старый дедушка (сравнение на занижение).
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».
Примечание: Составление загадки про ежика с приемом «завышение» : «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».
Примечание: Составление загадки про ежика с приемом «занижение» : «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».