Евтихова Ольга
Технология формирования культуры безопасности в быту у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев)
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
• Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Публикация «Технология формирования культуры безопасности в быту у детей» размещена в разделах
• Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
• Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
В своем педагогической деятельности я использовала следующие технологии :
Игровая технология, главной целью которой является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Технология развивающего обучения направлена на развитие всей целостной совокупности качеств личности. предполагает взаимодействие педагога и воспитанников на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности.
Технология проблемного обучения в детском саду
Существует четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решения. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео) Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. компьютер и интернет.
Проанализировав полученные данные на констатирующем этапе эксперимента, на формирующем этапе эксперимента была разработана технология формирования культуры безопасности в быту детей на основе программы «От рождения до школы», сочетающая в себе вышеперечисленные педагогические технологии.
Основу моей образовательной работы составляют задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» раздела «Формирование основ безопасности» :
- закрепить основы безопасности собственной жизнедеятельности.
- продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
- расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.).
- закрепить навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
- уточнить знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.
- познакомить с работой службы спасения — МЧС.
- закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «101», «102», «103».
- формирование умения обращаться за помощью к взрослым.
- формирование социальных представлений, умений и навыков (развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания приобщение к труду, формирование основ безопасности).
В целях формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности в своей деятельности руководствуюсь основными методами:
1. Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, просмотр мультипликационных фильмов);
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (сюжетно-ролевые игры, воспитывающие ситуации, проблемные ситуации, дидактические игры.);
3. Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Также в работе используются разнообразные виды деятельности, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, в процессе которых создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.
- Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)
- Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
- Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, центра книги или библиотеки, игры коллекционирование.
- Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др., сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
- Детский досуг – вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.