МААМ-картинки

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

Вера Ермакова
Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде; поддержку детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет». Данная технология предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, создает условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Публикация «Технология „Детский совет“ как важнейшая форма поддержки детской инициативы» размещена в разделах

Считается, что средствами внедрения технологии «Детский совет» (Л. Свирской) можно эффективно реализовать задачи включения детей в социальные ситуации взаимодействия и общения, так как данная технология предоставляет детям возможность быть активным в выборе собственного образования. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.

1. Определение понятия технологии : «Детский совет»?

Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса.

Задачи «Детского совета» :

Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».

Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Развивать эмпатию.

Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

На этапе внедрения в деятельность педагога в дошкольном учреждении важно рассмотреть технологию «Детский совет» как форму поддержки детской инициативы в общении и межличностном взаимодействии и углублённо проработать ряд аспектов.

Важный вопрос, который необходимо решить при внедрении данной технологии – это роль и позиция взрослого в «Детском совете». Взрослые всегда являются примером для детей, носителем культуры участия, взаимодействия. Как правило, дети стремятся к общению со взрослым, внимание со стороны взрослого вселяет уверенность, закрепляет опыт высказывания. В детском совете главная задача взрослого занять роль модератора. Модератор - специалист, сопровождающий процесс управления взаимодействием в группе и отвечающий за соблюдение участниками установленных норм и правил поведения. Модерация, как и другие виды сопровождения, имеет определенные характеристики: сосредоточена на конкретной проблеме; ориентирована на кооперацию; исключает формальный контроль и оценку; содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы; создает психологически комфортные условия для субъектов общения. Работа взрослого, как модератора детского совета, должна заключаться в том, чтобы не директивно обучить детей способам и правилам ведения разговора. Помочь детям следовать логике разговора, не навязывая собственного мнения, позволить детям занять свою позицию. Но в тоже время как полноправному партнёру взаимодействия уметь обозначить свое отношение к ситуации.

2. Способы внедрения технологии "Детский совет в ДОУ" :

Методы и приё мы обучения детей диалогу:

разговор по подобию (сначала научились беседовать об одном конкретном предмете, затем с большей самостоятельностью о другом, сходным с первым);

продолжение начатого разговора (начало беседы определила тему, тем самым наметился ее план, возможные варианты продолжения);

беседа на основе естественной ситуации (ситуативные беседы) (используется непосредственно возникшая потребность детей высказать свои впечатления, суждения и т. д.).

Игры -фантазии, - цепочки - шутки закрепляют усвоенные детьми речевые навыки.

Приёмы взаимодействия с детьми воспитателя в роли модератора детского совета :

Внимание к повседневным разговорам (наблюдения).

Волшебный сундучок (от каждого молчуна по 1 вещице).

«Секретик» (взрослый кооперируется с ребенком).

Договаривание за ребенка, формулирование идеи от лица ребенка.

Кроме модерирования нужно изучать и использовать при организации «Детского совета» приёмы иррадиирующего обучения как метода индивидуализации и признания различных интересов и мотивов детей.

Иррадиирующее (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации обучения основан на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в воспитании и обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий:

действие: презентация чего-то нового: «У нас появилась новая интересная игра. Кто хочет научиться в нее играть, может прийти в «центр науки».

2 - действие: «Даша, Лера, вы сегодня узнали, увидели, сделали что-то новое. Давайте расскажем об этом всем ребятам».

3 -действие: «Если вы хотите что-то узнать, обратитесь к Даше и Лере».

Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.

Важными этапами здесь являются: выявление инициатив и образовательных запросов детей, мотивирование детей на поддержку идеи и совместное планирование.

Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или чем-либо.

Одним из эффективных методов является метод реагирования.

Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими. Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Пример обучения на основе метода реагирования: модель трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?

Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной состоятельности воспитателей.

Педагог помогает сформулировать, что хотят сделать дети, а дети самостоятельно фиксируют свой план.

Следующий значимый аспект «Детского совета» формирование у детей чувства ответственности за себя и за других. Развитие культуры участия предполагает, что у детей формируется готовность принимать на себя ответственность. Для этого педагогами реализуются различные подходы: предоставляют детям возможность шефства, волонтёрства, выполнения ответственных заданий.

Такие приёмы предполагают определение места «Детского совета» в распорядке дня и жизни группы. В отличие от идентичных по цели технологий, таких как «Утренний круг», «Рефлексивный круг» «Детский совет» может работать в течение всего дня пребывания детей в группе, а не концентрироваться на определённый период (утром и вечером).

Заключение

Технология «Детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом. В процессе у ребят формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Совместная музыкальная деятельность — способ поддержки детской инициативности»Фотоотчет «Совместная музыкальная деятельность — способ поддержки детской инициативности» Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что.

Анкета для педагогов «Технология «Детский совет» Анкета для педагогов. Технология «Детский совет». Технология «Детский совет»- используемая в мировой педагогической практике форма работы,.

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы
Опубликовано: 9 ноября 2021 в 11:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы» (включая файлы) размещена пользователем Вера Ермакова (УИ 281421) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД