Вера Ермакова
Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде; поддержку детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет». Данная технология предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, создает условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Публикация «Технология „Детский совет“ как важнейшая форма поддержки детской инициативы» размещена в разделах
Считается, что средствами внедрения технологии «Детский совет» (Л. Свирской) можно эффективно реализовать задачи включения детей в социальные ситуации взаимодействия и общения, так как данная технология предоставляет детям возможность быть активным в выборе собственного образования. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.
1. Определение понятия технологии : «Детский совет»?
Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса.
Задачи «Детского совета» :
Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Развивать эмпатию.
Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.
На этапе внедрения в деятельность педагога в дошкольном учреждении важно рассмотреть технологию «Детский совет» как форму поддержки детской инициативы в общении и межличностном взаимодействии и углублённо проработать ряд аспектов.
Важный вопрос, который необходимо решить при внедрении данной технологии – это роль и позиция взрослого в «Детском совете». Взрослые всегда являются примером для детей, носителем культуры участия, взаимодействия. Как правило, дети стремятся к общению со взрослым, внимание со стороны взрослого вселяет уверенность, закрепляет опыт высказывания. В детском совете главная задача взрослого занять роль модератора. Модератор - специалист, сопровождающий процесс управления взаимодействием в группе и отвечающий за соблюдение участниками установленных норм и правил поведения. Модерация, как и другие виды сопровождения, имеет определенные характеристики: сосредоточена на конкретной проблеме; ориентирована на кооперацию; исключает формальный контроль и оценку; содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы; создает психологически комфортные условия для субъектов общения. Работа взрослого, как модератора детского совета, должна заключаться в том, чтобы не директивно обучить детей способам и правилам ведения разговора. Помочь детям следовать логике разговора, не навязывая собственного мнения, позволить детям занять свою позицию. Но в тоже время как полноправному партнёру взаимодействия уметь обозначить свое отношение к ситуации.
2. Способы внедрения технологии "Детский совет в ДОУ" :
Методы и приё мы обучения детей диалогу:
разговор по подобию (сначала научились беседовать об одном конкретном предмете, затем с большей самостоятельностью о другом, сходным с первым);
продолжение начатого разговора (начало беседы определила тему, тем самым наметился ее план, возможные варианты продолжения);
беседа на основе естественной ситуации (ситуативные беседы) (используется непосредственно возникшая потребность детей высказать свои впечатления, суждения и т. д.).
Игры -фантазии, - цепочки - шутки закрепляют усвоенные детьми речевые навыки.
Приёмы взаимодействия с детьми воспитателя в роли модератора детского совета :
Внимание к повседневным разговорам (наблюдения).
Волшебный сундучок (от каждого молчуна по 1 вещице).
«Секретик» (взрослый кооперируется с ребенком).
Договаривание за ребенка, формулирование идеи от лица ребенка.
Кроме модерирования нужно изучать и использовать при организации «Детского совета» приёмы иррадиирующего обучения как метода индивидуализации и признания различных интересов и мотивов детей.
Иррадиирующее (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации обучения основан на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в воспитании и обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий:
действие: презентация чего-то нового: «У нас появилась новая интересная игра. Кто хочет научиться в нее играть, может прийти в «центр науки».
2 - действие: «Даша, Лера, вы сегодня узнали, увидели, сделали что-то новое. Давайте расскажем об этом всем ребятам».
3 -действие: «Если вы хотите что-то узнать, обратитесь к Даше и Лере».
Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.
Важными этапами здесь являются: выявление инициатив и образовательных запросов детей, мотивирование детей на поддержку идеи и совместное планирование.
Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или чем-либо.
Одним из эффективных методов является метод реагирования.
Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими. Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Пример обучения на основе метода реагирования: модель трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?
Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной состоятельности воспитателей.
Педагог помогает сформулировать, что хотят сделать дети, а дети самостоятельно фиксируют свой план.
Следующий значимый аспект «Детского совета» формирование у детей чувства ответственности за себя и за других. Развитие культуры участия предполагает, что у детей формируется готовность принимать на себя ответственность. Для этого педагогами реализуются различные подходы: предоставляют детям возможность шефства, волонтёрства, выполнения ответственных заданий.
Такие приёмы предполагают определение места «Детского совета» в распорядке дня и жизни группы. В отличие от идентичных по цели технологий, таких как «Утренний круг», «Рефлексивный круг» «Детский совет» может работать в течение всего дня пребывания детей в группе, а не концентрироваться на определённый период (утром и вечером).
Заключение
Технология «Детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом. В процессе у ребят формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.