Галина Гнидина
Технология «Дети-волонтёры» как новая форма социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей, актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает.
У детей с ОВЗ характерной особенностью являются вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Следует отметить, что детям с ОВЗ присуща такая же «номенклатура» чувств и эмоций, что и ребенку без отклонений в развитии, однако у таких детей эмоциональное восприятие окружающего мира существенно нарушается, возникают трудности коммуникативного взаимодействия с окружающими взрослыми и ровесниками и налаживания контакта с ними [2, 3].
В соответствии с ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности более пристальное внимание должно уделяться достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития [1].
Задачами социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие: - присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; - формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Вышеперечисленные задачи могут быть решены при одновременной реализации таких условий, как: создание благоприятной социокультурной развивающей среды, поиск и сочетание новых форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов, родителей и социальных партнеров. С введением ФГОС ДО, пришлось пересмотреть подход к организации условий развития ребенка-дошкольника. И одним из вариантов новой формы социально-коммуникативного развития дошкольников, несмотря на то, что сама технология удивительно простая в использовании давно входит в работу с детьми и ее реализация ранее проходила эпизодически, является волонтерское движение [4].
Волонтёр (от фр. - доброволец) — любое физическое лицо, которое вносит свой вклад в развитие волонтерства, осуществляя волонтерскую деятельность.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение [4].
Толчком для возникновения волонтерского движения в нашем ДОУ стал марафон «Детский забег» в поддержку воспитанника детского сада нашего города больного онкологией, организованный благотворительным фондом «Святое Белогорье», на который искренне и эмоционально откликнулись дети и их родители. Ребята вместе со взрослыми участвовали в забеге на короткую дистанцию с хэштегом #бежимчтобыпомочь.
Так сформировалась «команда» и началась волонтерская деятельность. Были проведены беседы о том, кто такие волонтеры и чем они занимаются. Чтение книг помогло на примере литературных героев проанализировать и ассоциировать с реальными жизненными примерами и поступками людей в разных проблемных ситуациях. Активно участвовали в благотворительных акциях: «Подари книгу – подари мечту», «Дарите книги с любовью», «Белая ромашка», «Ведёрка радости», «Собери ребёнка в школу», «Письмо Ветеранам ВОВ», «Посылка солдату», «Внимание – дорога!»; ПДД-челлендже «#БЕЗ_нарушений»; творческих конкурсах по направлению «Экологическое волонтерство» и «Социальное волонтерство»: «Зелёное чудо – Земля!», «Спешите делать добро!»; экологических акциях: «Посади дерево», «Накорми пернатых», «Экологическая тропа» и др. В рамках дошкольной организации и в настоящее время осуществляется акция «Мы – друзья малышей». Старшие дошкольники систематически посещают малышей, стремятся использовать каждый режимный момент для оказания помощи, научить чему-то младших детей: играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать.
В процессе волонтерской деятельности у детей с ОВЗ сформировались: личностная и нравственная саморегуляция, моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других.
Мы считаем, что идея организации волонтерского движения в дошкольной организации способствует позитивной социализации дошкольников. А разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности. Надеемся, что и в школьном возрасте ребята продолжат заниматься волонтерской деятельностью. А родители, активно принимавшие участие в волонтерской работе, будут своих детей поддерживать и помогать им.
Список используемой литературы:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Буянова А. Ю., Зимукова Т. И., Пименова З. Н., Назарова А. В. Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). – Краснодар: Новация, 2015. – С. 43-46.
3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб. : СОЮЗ, 2007. - 224
4. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. – М. : Вентана-Граф, 2015. – 184 с.