Ирина Муралева
Технология активных методов обучения как эффективное средство реализации новых образовательных стандартов на уроках музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Технология активных методов обучения как эффективное средство
реализации новых образовательных стандартов на уроках музыки.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Публикация «Технология активных методов обучения как эффективное средство реализации новых образовательных стандартов на уроках музыки» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Главная цель введения ФГОС – повышение качества образования, воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями. В содержании стандарта нового поколения образовательной области «Искусство» на первый план выходит разнообразный и вариативный опыт творческой деятельности. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.
Проблема современной школы – низкая учебная мотивация, нежелание учиться. Это происходит по разным причинам. Одной из основных проблем в своей работе считаю то, что к урокам музыки некоторые школьники относятся как к чему-то второстепенному, с меньшей долей ответственности и заинтересованности в учебных достижениях. Но обучающиеся не должны забывать, что музыка - это не развлечение, а очень важная часть нашей жизни, и её влияние на человека трудно переоценить.
Задачей музыкального образования является развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего.
“Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал” – эти слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.
Урок музыки - это урок искусства, и обучение должно быть организовано так, чтобы научить школьников разбираться в произведениях различных видов искусства, анализировать художественные решения, найденные представителями творческих профессий. Объясняя теорию, очень важно поддерживать у детей интерес к разным видам свободного творчества.
Для решения этих задач требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса.
Технология активных методов обучения (АМО) за счет создания высокой познавательной мотивации делает работу педагога по-настоящему творческой, интересной, а обучение - результативным.
Активные методы обучения можно применять на разных этапах урока.
На этапе инициации я применяю следующие АМО: «Подари улыбку», «Музыкальный урок», «Поздоровайся глазами», музыкальные приветствия для подготовки голосового аппарата к пению. В распевке «Здравствуйте, ребята» обучающиеся начальных классов ведут с учителем музыкальный диалог, одновременно идет работа над дикцией и настройка певческих голосов. На уроке музыки в 4 классе, посвященном празднику Масленицы, дети входят в класс, и, взявшись за руки образуют круг – хоровод. Затем исполняют песенку «Мы теперь – друзья». Дети поют, выполняют движения в соответствии с текстом песенки, активно взаимодействуют друг с другом.
Вхождение в тему (определение целей урока).
На данном этапе обеспечивается мотивация и осмысленность процесса обучения. «Метод ассоциаций» дает возможность в быстром темпе высказать свои мысли. В ходе применения методов «Мозаика», «Иллюстрация» обучающиеся формулируют тему урока. Метод «Звездная цель» заключается в том, что команды получают задание, в соответствии с темой образовательного мероприятия, записать на звездах свои личные цели, к достижению которых они будут стремиться. После этого звезды прикрепляются на доску и участники знакомятся с целями других команд.
На этапе определения ожиданий (опасений) применяю метод «Нотный стан», который служит переходом к следующим фазам образовательного мероприятия. Я предлагаю ребятам взять по две ноты, написать на нотках белого цвета свои ожидания от предстоящего урока, на нотках темного цвета – опасения. Затем дети располагают «нотки» на нотном стане и под музыку знакомятся с ожиданиями и опасениями друг друга. После этого участники объединяют свои нотки в «аккорды», располагая их на нотном стане.
Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать в разных условиях с разными возрастными группами.
На этапе актуализации включаю в урок следующие АМО : «Шаг за шагом», «Жокей и лошадь», «Убери лишнее». Дети должны найти «лишний» инструмент симфонического оркестра в группе инструментов и объяснить, почему исключают данный инструмент. Обучающиеся работают в парах, проверяем правильность выполнения с помощью презентации на интерактивной доске.
На этапе передачи новой информации применяю метод пластического интонирования. Пластическое интонирование – это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. На уроке в 3 классе по теме «Танцевальность», дети выполняют задания в группах: 1. Балерины (девочки) исполняют «Танец золотых рыбок», анализируют свои ощущения и определяют роль ритма в музыке. Это помогает сосредоточиться на характере движений, выразить легкость, полётность музыки. 2. Музыканты симфонического оркестра (мальчики) играют на воображаемых струнных инструментах «пиццикато». Через активную деятельность дети знакомятся с приемом игры не смычком, а щипком пальцев.
Активные методы обучения заставляют пассивных детей включиться в работу на уроке, они становятся успешнее, и чувствуют себя более уверенно.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы
обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Метод «Графическое и цветовое моделирование музыки», «Метод создания художественного контекста» (автор - Л. В. Горюнова) развивают способности видеть взаимосвязь между различными видами искусства.
Инструментальное музицирование - Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают образ, настроение, жанровые особенности, ритм, темп и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.
Назначение методов, применяемых на этапе эмоциональной разрядки – снятие напряжения и усталости, восстановление энергии. На уроках в начальных классах это разнообразные АМО с применением ИКТ: «Танцевальная площадка», «Танцуем со смайликами», «Веселая разминка»; «Танцы народов мира». Дети с удовольствием выполняют задания, участвуя в АМО «Звукоряд». Командам нужно найти в классе CD-диски, на которых написаны названия нот, и построиться в определенном порядке. Во время выполнения задания фоном звучит песня о нотах.
Эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока позволяют АМО обучения на этапе рефлексии : «Шкатулка впечатлений», «Птица счастья».
В конце урока дети выбирают себе птичек по цветовой гамме, которая символизирует настроение. Обучающиеся прикрепляют крылья-гармошки птицам и рассказывают о своих впечатлениях после урока.
АМО «Джаз-бэнд» применяю на уроке в 6 классе по теме «Джаз – искусство XX века». Обучающиеся делятся на команды при помощи шаблонов музыкальных инструментов : (труба, тромбон, саксофон, фортепиано, контрабас). После обсуждения вопросов, команда записывает ответы на соответствующий шаблон. Затем музыканты (участники) «исполняют джаз», т. е. подводят итоги урока, опираясь на предложенный учителем перечень вопросов. Во время выполнения заданий в классе звучит джазовая композиция.
Для того, чтобы эффективно управлять учебными группами и оптимально использовать время на уроке, учителю необходимо разработать четкие инструкции для участников и контролировать их поэтапное выполнение.
Применение технологии АМО – эффективное средство повышения мотивации обучающихся, стимулирования их познавательной активности. Процесс совместной работы, организованный с помощью активных методов обучения, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений. Каждый ребенок старается внести свой вклад в работу группы, развивая свои творческие способности, проявляя инициативу и самостоятельность. Таким образом, формируется интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Это в полной мере отвечает требованиям образовательного стандарта и является одним из главных факторов достижения задач музыкального воспитания.
Список использованных источников:
1. Генике Е. А. Активные методы обучения : новый подход. – М. :Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015.
2. Затямина Т. А. Современный урок музыки. – М. : Глобус, 2008.
3. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Т. С. Шмагина Музыка. 1-4 классы. – М. : Просвещение, 2010.
4. Ривкин Е. Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии. – Волгоград: Учитель, 2014.