Новоселова Ксения
Технологические аспекты оценки эффективности социальной реабилитации
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная реабилитация – это центральная технология социальной работы, успешная реализация которой отражает способность государственной системы социальной защиты позитивно реагировать на запросы и потребности социально уязвимой части населения. Поэтому оценку и контроль ее эффективности, можно считать вопросами первостепенной важности в деятельности социальных служб.
Публикация «Технологические аспекты оценки эффективности социальной реабилитации» размещена в разделах
А. К. Маркова отмечает, что эффективность - это соответствие полученного результата поставленным целям и задачам и определяют ее либо количеством затрат, необходимых для получения нужного результата, либо результатом, полученным при определенных затратах [1, c.11].
При оценке эффективности уместно различать следующие показатели:
- объективные, предметно - технологические показатели : производительность (количество программ, в единицу времени, качество (соответствие программ ГОСТа, способность решить задачи программы в заданный промежуток времени и т. п.).
- субъективные, психологические, личностные показатели: вовлеченность разных уровней психики человека в процесс деятельности (реабилитации, активация умственных, когнитивных способностей человека, зрелость мотивационно-волевых компонентов, заинтересованность процессом, удовлетворенность процессом и результатом.)[3, c.151].
Рассмотрим реабилитацию как деятельность, направленную на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний детей, оказавшихся в социально-опасных условиях. Наиболее подходящим методом оценки окончательной эффективности реабилитационной программы принято считать «параметрический метод», который базируется на сопоставлении двух ключевых параметров – состояние пациента до начала реабилитации и состояние пациента после окончания реабилитационной программы. Разница в состояниях «до» и «после» и представляет собой «реабилитационный эффект». Результат может быть положительным, тогда реабилитационная программа будет считаться максимально эффективной, отрицательным, что соответственно говорит об отсутствии эффекта реабилитации или даже противопоказаниях к применению данных реабилитационных процедур и методов. Кроме того, в некоторых случаях можно говорить о «нулевом» результате, когда не отмечается разницы в состоянии пациента после окончания программы реабилитации.
Оценка эффективности реабилитации проводится на основе как экспертных мнений, так и на основе индивидуального мнения пациента о своем состоянии. Отсутствие учета мнения клиента снижает достоверность оценочной информации, однако необходимо учитывать тот факт, что оценки, даваемые обслуживаемыми клиентами, всегда были, есть и будут субъективными, так как исходят от конкретного человека и отражают его личное отношение к оказываемым услугам.
О. Н. Родина обращает наше внимание на то, что внешняя и внутренняя оценки эффективности реабилитационной деятельности кардинально зависят от личностных особенностей человека, от его мотивов, направленности, самооценки, потребностей, интересов, свойств нервной системы, а также особенностей характера. Так важными особенностями характера для результативности программы являются аккуратность и ответственность того, на кого сориентирована программа [1, c.12]. Порой клиент не выполняет требования специалиста: не приходит на занятия, не выполняет задания, поручения и пр. При этом ожидания клиента не изменяются, он в любом случае ждет максимально положительного результата и не учитывает свое субъективное поведение.
Вопрос субъективного отношения к реабилитационной работе остается одним из самых неконтролируемых со стороны специалистов социальных служб. На самом деле сотрудники могут прилагать максимум усилий, однако халатное отношение к их требованиям со стороны клиента может свести на нет все усилия и на выходе ожидаемая эффективность будет стремится к нулю.
В данном случае существенное значение будет иметь индивидуальная работа с клиентом и ориентация его на активное, сознательное участие в реабилитационной программе, с целью получения максимально успешного результата.
Литература и источники
1. Морозов В. В. Дети улицы, или Размышления о реабилитационной педагогике / Внешкольник. - 1999. - №10-11. - с. 11-13.
2. Корнилова Т. В., Григоренко Е. Л., Смирнов С. Д. Подростки групп риска. – СПб: Питер, 2005. – 336 с.
3. Никончук А. С. Социально-педагогическая работа в группах. – Мн., 2011. – 151 с.
4. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. 031300 - Соц. педагогика / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - М. : Академия, 2002. - 256с. - (Высшее образование). - Библиогр. : с. - 243-252. - ISBN 5-7695-0775-6.