Виктория Постоялкина
Технологическая карта открытого урока изобразительное искусство
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока : дать представление о символах добра и зла через волшебную сказку и научить отображать эти символы на листе бумаги; научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура; совершенствовать умение работать кистью и красками;развивать фантазию, наблюдательность и воображение у учащихся; формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.
Задачи предметные:
Дидактические:
Публикация «Технологическая карта открытого урока изобразительное искусство» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
- познакомить со способами изображения символов добра и зла;
-расширить знания детей о художественных средствах.
Развивающие:
- уметь анализировать свой рисунок и рисунок товарища;
-развивать фантазию и активные формы воображения.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к изображению человека, потребность в художественном творчестве;
-воспитывать эмоционально-положительное отношение к процессу рисования.
Планируемые результаты:
Личностные: развивать ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, начальные формы регуляции собственных эмоциональных состояний и рефлексии.
Метапредметные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, совершенствовать навыки смыслового чтения текстов, логические действия обобщения, совершенствовать способность понимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; адекватно оценивать собственное поведение.
Предметные: познакомить с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений.
Оборудование для учителя: плакаты:, с изображением моря, с изображением символов добра, с изображением символов зла, с сочетанием цветов; изображения сказочных героев : князя “рис. 1” и Бабарихи “рис. 2”; бумажные заготовки кораблей; музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский, “Щелкунчик”
Рис. 1 Рис. 2
Оборудование для учащихся: краски, кисти, карандаши, баночки с водой, клеенка, копии плакатов, с изображением символов добра, с изображением символов зла.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающегося Формы и приемы организации деятельности
I. Этап самоопределения к деятельности
(1 мин.)
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. (Звучит музыкальный отрывок из ”Щелкунчика” П. И. Чайковского. Учитель продолжает говорить на фоне музыки).
-Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их и подарим свое добро.
-Для этого нужно повернуться к ним и, положив руку на грудь, поклониться.
-Гости, в свою очередь, тоже могут выразить свое почтение, положив руку на грудь кивнув в ответ. -А теперь ко мне все повернитесь,
Улыбнитесь, распрямитесь,
На уроке не ленитесь
И тихонечко садитесь.
-Ой чудеса, стихами заговорила. Приветствуют учителя и гостей.
Словесный
II. Актуализация знаний и мотивация
(1-2 мин.)
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий Беседа по прошлой теме.
- Давайте вспомним, тему прошлого урока. Чему вы научились на прошлом уроке?
- Что такое портрет? (Учитель вывешивает на доску изображение князя).
- При изображении человека, что старается раскрыть художник?
-Какие оттенки в работе вы видите?
Доброго молодца вы увидели?
- По вашему мнению, этот сказочный персонаж положительный или отрицательный? Объясните почему. Какие черты характера переданы в этой работе? Отвечают на вопросы.
-Научились изображать женский образ.
-Характер героя.
-Белые, жёлтые, красные.
-Да.
-Положительный.
-Смелость, доброта Формы организации: фронтальная
Словесный, побуждающий диалог
III. Постановка учебной задачи (1-2мин.)
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока - Переход к теме.
- Ребята, я слышу музыку! А вы ее слышите?
- Какая она?
- Куда она зовет?
- Действительно, эта музыка волшебная, сказочная и зовет в сказочную страну, где живут добро и зло. И сегодня на уроке мы попробуем изобразить добро и зло с помощью символов. А поможет нам в этом сказка.
- Вы любите сказки?
- А как вы понимаете сказка это или рассказ?
- Чем так полюбились сказки людям?
(вывешиваю слова добро и зло на доске)
-Как вы думаете, какой будет тема урока?
-.(переворачиваю слова на доске заранее заготовленные) Отвечают на вопрос.
Музыка волшебная, сказочная.
- Сказка зовет нас в сказочную страну, где живут добро и зло.
(ответы детей)
(в них добро всегда побеждает зло)
- Добро и зло в сказках
Формы организации: фронтальная
Словесный
Проблемный вопрос
IV. Открытие нового знания (10-12мин.)
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению 1. Знакомство с новым материалом
Учитель.
- Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…
-Откуда эти строки?
-Кто ее написал?
-А если сказку написал автор значит какая она?
- А если у сказки нет автора?
-Давайте вспомним положительных героев Сказки о царе Салтане.
(обращаю внимание на картинку с князем на доске под слово добро)
- Назовите отрицательных героев (вывешиваю под словам зло картинку Бабарихи)
- Как вы заметили сказку можно не только услышать или прочитать, но и нарисовать.
- А вот какие краски вы бы взяли, чтобы изобразить добро?
- Посмотрите на эти краски (Демонстрация палитры).
- Какими красками вы бы изобразили зло?
- Посмотрите на это сочетание цветов. (Демонстрация плаката палитры)
2. Анализ образов, изделий, композиций
- На доске представлены портреты героев сказок. Сравните их.
- Как можно выразить образ доброго или злого персонажа?
-Каким цветом можно передать образ отрицательного героя? А положительного?
2. Беседа о мимике лица, эмоциях.
- Мимика лица человека – это положение глаз, бровей, губ.
- Какие глаза у злого персонажа? А у доброго? Рот? Нос? Аксессуары и одежда? (на слайде)
Физминутка (для глаз)
Ребята, вспомним. Как князь действовал в сказке чтобы встретиться с отцом?
- Давайте пофантазируем представьте, что он поступил иначе, собрал целый флот и поплыл на встречу с отцом. (звучит добра музыка П. И. Чайковский,“Щелкунчик” и вывешивается на плакат кораблик).
-Баба Бабариха узнала об этом, подговорила пиратов и отправила их помешать Гвидону. (вывешивается кораблик, звучит «злая» музыка П. И. Чайковский,“Щелкунчик”)
(ответы детей)
- Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.
ее написал А. С. Пушкин
если сказку написал автор значит она авторская)
(сказка народная)
(ответы детей)
(Ответы детей)
(Ответы детей).
(Ответы детей).
. Эти цвета веселые: в них много солнечного цвета.
(Ответы детей).
Даже яркие цвета здесь кажутся тревожными, потому что окружены тёмными.
Смотрят на доску, сравнивают героев.
-Показать цветом.
-Серый, черный.
-Белый, розовый, красный.
-Прищуренные, хитрые. Большие, добрые, открытые.
-У злого - бледные узкие губы, у доброго пухлые алые губы.
-Нос у злого - острый, кривой; у доброго – правильной формы, аккуратный.
-Одежда у злого темная, мрачная, зловещие аксессуары; у доброго яркая, цветная.
Дети отвечают, рассуждают. Формы организации: фронтальная
Наглядный
Словесный
Эвристическая беседа
Практический - упражнение
V.Первичное закрепление (1мин.)
Усвоение нового способа действий
-У вас на столах лежат сказочные корабли. но корабли просто белые, ничего незначащие. И так как корабли одинаковые, их можно спутать. Вот чтобы этого не произошло, как вы думаете, что нужно сделать? (Раскрасить).
- Давайте подумаем, как мы их будем раскрашивать.
- Чем занимались пираты?
- Что они несли людям?
- Какими красками вы бы изобразили зло?
- Посмотрите на палитру еще раз, это сочетание цветов,
- Если пираты причиняли зло, то царский флот нес людям …
- Посмотрите сочетание цветов добра. (смотрим еще раз на
палитру)
- Но не только цвет помогает изобразить добро и зло, но и определенные символы, которые делятся на символы добра и зла.
- Здесь изображены символы добра. Это солнце, крест, круг. Как вы думаете, паруса царского или пиратского флота мы украсим этими символами? (Показ символов добра).
- Вот эти символы - это символы зла: змея, жук, ворон. А они к какому флоту подходят? (Показ символов зла).
- И вот сейчас мы попробуем оживить наши корабли при помощи цвета и символов.
ответы детей)
-(Нападали на корабли, грабили).
(Зло).
(Ответы детей).
(дети анализирую, яркие цвета здесь кажутся тревожными, потому что окружены тёмными.)
(Добро). Формы организации: фронтальная
Словесный
VI.Физкультминутка
-Прежде чем приступить к практической части мы немного разомнёмся (включаю песенку-игру «А рыбы плавают вот так»)
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой(20-25мин.) Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха 1. Выполнение самостоятельно задания
-У вас на столах лежат белые сказочные корабли. И ваша задача расскрасить их.
Ребята создают корабли добра. А вот наши гости будут расскрашивать корабли пиратов. В конце урока м мы сравним чей флот сильнее.
-Дети возьмите кисточки в руки и покажите, как вы будете наносить краску. Проведите по ладони нежно. Именно так кисть должна касаться вашего рисунка.
-Какие правила техники безопасности мы должны соблюдать
Теперь можно приступать к работе.
Музыкальное сопровождение
-Для вдохновения я вам включу музыку, а вы должны тихо работать.
(у детей белые заготовки и они раскрашивают их под волшебную музыку).
Под музыкальное сопровождение выполняют работу
Требования безопасности во время занятий
1. Не использовать на занятии посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не нанести травму.
2. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
3. Соблюдать дисциплину.
4. Необходима палитра для смешивания красок, тряпочка для вытирания кисти и влажные салфетки для рук.
5. Нельзя краски пробовать на вкус.
6. После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой рабочий материал убран.
Формы организации: индивидуальная
Практический
практическая работа
VII. Включение в систему знаний, повторение (1мин.)
Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Отложите на край парты
кисти и краски и поднимите глазки на меня.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Какая тема сегодняшнего урока?
- Что узнали на уроке?
- Какая цель была на уроке?
- С помощью чего художник передает характер человека? - Изображали добро и зло в сказке, при помощи символов и цветов.
- Изображение доброго и злого героев сказок»
- Мы узнали что характер героя можно изобразить с помощью мимики, одежды и цвета. Формы организации: фронтальная
Словесный
Обобщающий диалог
VIII. Рефлексия деятельности
(3-5мин.)
Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границприменения нового знания 1. Создание ситуации для оценки учащимися своей деятельности
- Ребята, мы с вами проведём выставку работ. Первый ряд, выходите к доске со своими работами.
Посмотрите внимательно на наши корабли.
Кто желает проанализировать работы по критериям (3 ученика проанализируют работы других, которые вы видите на доске (В чём аккуратность работы? В чём законченность и т. д.).
- У кого работа подходит по всем критериям, получают 5.
Критерии оценки:
- законченность;
- аккуратность;
- оригинальность;
- узнаваемость.
Скажите, какой же флот, царский или пиратский победит, что восторжествует: добро или зло?
- Действительно, светлых красок и добрых символов на парусах кораблей гораздо больше.
- Ребята
“Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа”.
- Как вы понимаете эти слова?
- Наш урок-сказка подошел к концу. Я очень хочу, ребята, чтобы в вашей жизни всегда было больше добра, чем зла, и, чтобы вы сами всегда дарили людям только доброту. - Проводят взаимооценку деятельности.
(Ответы детей).
По поднятой руке анализируют работы
Добро!
(В сказке добро всегда побеждает зло). Формы организации: фронтальная
Словесный
Анализ продуктов работы