Светлана Дворник
Технологическая карта занятия речевому развитию в старшей группе «Морские обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия по речевому развитию
в старшей группе компенсирующей направленности ГБДОУ д/с № 73 Приморского района Санкт- Петербурга
на тему: "Морские обитатели"
Образовательная область: речевое развитие
Группа : старшая группа компенсирующей направленности
Тип ОВЗ: тяжёлые нарушения речи
Дидактическая структура занятия
Деятельность педагога
Публикация «Технологическая карта занятия речевому развитию в старшей группе „Морские обитатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Деятельность воспитанников
Задания для воспитанников, выполнение которых приведет к достижению планируемых результат
Планируемые результаты
Организационный момент
Приветствие.
Дети встают в круг, передают друг другу массажный мячик, приветствуют друг друга.
Выполняют дыхательные упражнения: вдох через нос, выдох через рот. (3 раза)
Настал новый день.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать волшебный маленький мячик – своим теплом он излучает добро и передает его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра (доброе утро, Полина и т. д.)
Чтобы наше настроение было ещё лучше, мы вдохнём через нос доброту, радость, красоту, а выдохнем через рот обиды, огорчения, злобу. Эмоционально-положительный настрой на занятие.
Закрепление навыка физиологического дыхания, стоя на месте.
Мотивационно-побудительный
Воспитатель обращает внимание детей, что на столе под покрывалом кто-то спрятался.
Воспитатель подводит детей к выводу о теме занятия.
Дети отгадывают загадку, обосновывают свой ответ.
Гость оставил про себя загадку:
Молчалива я на диво,
В платье с блестками красивом.
Я желанья исполняю,
В сказках многих я встречаюсь.
Быть могу и золотою,
И обычною простою.
(Золотая рыбка)
Внутренняя мотивация на деятельность. Понимание темы предстоящего занятия.
Организационно-поисковый
Беседа с опорой на предметные картинки. Воспитатель по очереди выставляет на доску предметные картинки с изображением.
Артикуляционная гимнаст
Предлагает детям изобразить морских обитателей с помощью губ и языка.
Предлагает детям познакомиться с друзьями золотой рыбки.
Будем доставать из мешка по одной фигурке, называть её, прохлопывать слово.
Детям предлагается отобрать картинки, про которые можно сказать «мой», «моя».
Физкультминутка
Воспитатель читает стихотворение и показывает движения.
Воспитатель показывает детям изображения морских обитателей и предлагает их сосчитать.
Воспитатель рассказывает, что, пока дети играли, на морских друзей напала акула. Чтобы их спасти, нужно подарить акуле картинки, название которых начинается с её любимого звука (звук [А]). Дети рассматривают картинки с изображением сома, карася, щуки, окуня и описывают рыб.
Ответы детей.
Выполняют артикуляционные упражнения «Акула», «Дельфин», «Рыбка», «Кит» по показу воспитателя.
Дети достают из мешка игрушки из фетра (дельфин, кит, медуза, черепаха, рыба звезда, называют слово, прохлопывают его, считают, сколько в нём слогов.
Дети сортируют картинки, проговаривая свои действия вслух. (Детям даются картинки на отрабатываемые звуки Л’, Р)
Дети выполняют движения, повторяют слова за воспитателем.
Называют морских обитателей, согласовывая существительные и прилагательные с числительными «два», «пять»
Дети выбирают из предложенных картинок только те, название которых начинается со звука [А].
Золотая рыбка оказалась неслучайно в нашем детском саду, она узнала что ребята знают очень много интересного и решила посмотреть на то, как вы занимаетесь.
Ребята, сегодня мы будем вести разговор о рыбах. Чтобы легче было запомнить, посмотрим что общее есть у рыб?
Вопросы:
Где живут все рыбы?
В реках живут какие рыбы? (речные).
В реках и озерах вода какая? (пресная). В море живут какие рыбы? (морские).
В море вода какая? (соленая).
В аквариуме живут какие рыбы? (аквариумные).
Игра «Морские обитатели»
Игра «Прохлопай слово»
(деление слов на слоги)
Игра «Раздели картинки»
(мой, моя)
Рыбы плавали, ныряли
(руки перед грудью, имитируют плавательное движения)
В голубой морской воде (поворачиваются влево-вправо с разведением рук в стороны.)
То сойдутся- разойдутся, (руки кладут на пояс, наклоняю влево- вправо)
То зароются в песке (приседают, встают и садятся на место)
Игра «Сосчитай 2, 5»
Один чёрный краб два чёрных краба пять чёрных крабов.
Одна плоская камбала две плоских камбалы пять плоских камбал.
Один электрический скат два электрических ската пять электрических скатов. Одна конусная ракушка две конусных ракушки пять конусных ракушек.
Одна острозубая мурена две острозубых мурены пять острозубых мурен. Одна радужная форель две радужных форели пять радужных форелей.
Игра «Спаси от акулы»
Отобрать картинки на звук [А].
Развитие артикуляционной моторики.
Совершенствование умения делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Умение различать и употреблять притяжательные местоимения «мой», «моя». Автоматизация отрабатываемого звука в словах.
Координация речи с движением.
Согласование числительных с сущ. в роде, числе и падеже)
Развитие навыков звукового анализа.
Закрепление нового материала Воспитатель предлагает нарисовать подводный мир на песочном столе и поселить туда морских обитателей.
Дети рисуют подводный мир на песочном столе. Выкладывают фигурки морских обитателей.
Отвечают на вопросы воспитателя по получившейся картине.
«Нарисуй подводный мир»
Карандаши – это наши пальцы, а лист для рисования – это песок. Развитие мелкой моторики, воображения, тактильных ощущений. Составление простых предложений.
Подведение итогов
Воспитатель предлагает детям обобщить знания, полученные на занятии. Называют предложение из двух слов «Рыба плавает» и передает мяч ребенку, стоящему справа. Этот ребенок должен добавить одно слово и передать мяч следующему. Дети передают друг другу мяч и продолжают предложение подходящими по смыслу словами.
Самостоятельное применение новых знаний на практике.
Игра с мячом «Продолжи предложение»
Закрепление умения образовывать связные предложения.
Заключительная часть Воспитатель спрашивает у детей, что было интересно на занятии, предлагает вспомнить, что они делали, что нового узнали?. Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Положительный эмоциональный настрой.