Алла Пивалова
Технологическая карта занятия по лепке для старшей группы «Тостаган»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
для старшей группы
Воспитатель: Привалова А. В.
Образовательная область: Творчество.
Раздел: Лепка.
Тема: «Тостаан»
Публикация «Технологическая карта занятия по лепке для старшей группы „Тостаган“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Продолжить знакомство с казахским прикладным искусством. Научить лепке посуды по мотивам народных изделий, формированию полых предметов способом вдавливания пальцами. Закрепить изученные приемы лепки. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство формы, речь. Воспитывать дружелюбие уважение к национальным ценностям.
Оборудование: иллюстрации с предметами прикладного искусства, пластилин, дощечка, ёмкость с водой, салфетки, запись казахской музыки, образец лепки. Словарная работа: тостаган.
Билингвальный компонент: тостаан – тостаган, ыдысая – посуда.
Мотивационно – побудительный этап деятельности.
Круг радости:
Солнце проснулось!
Солнце улыбнулось!
Засияло небо!
Засверкало поле!
С добрым утром, солнце!
С добрым утром, поле!
С добрым утром, дети!
Приглашаю детей посетить выставку изделий декоративно-прикладного искусства Казахстана.
Дети встают вкруг повторяют слова за воспитателем.
Организационно – поисковый этап деятельности.
Демонстрирую иллюстрации. Отмечаю разнообразие, красочность оформления посуды, говорю, что раньше в основном использовалась деревянная посуда. Она была прочной, экологически чистой и полезной для здоровья. Показываю тостаган.
Дети рассматривают иллюстрации, слушают.
Вожу билингвальный компонент: тостаан – тостаган, ыдысая – посуда. Провожу словарную работу со словом «тостаган» - это большая глубокая пиала. Такое известное слово «стакан» своё начало ведёт от тюркской деревянной посуды — тостаган.
- Как вы думаете для чего предназначен тостаган?
Дети размышляют, отвечают: - Для питья.
Уточняю, что это посуда для питья кумыса. Кумыс перед тем, как подавать гостям, наливали в деревянные, цельнодолбленные глубокие миски тегене, а отсюда разливали его черпаком — ожау, по тостаганам — это деревянная расписная пиала. Внешне напоминающим пиалы деревянным мискам. Демонстрирую иллюстрацию.
Дети рассматривают картинку.
Предлагаю вылепить из пластилина тостаган.
Обращаю внимание на рисунок, уточняю, что тостаганы бывают большие и маленькие.
Показываю порядок лепки :
- Для лепки тостагана возьмём пластилин и скатаем шарик.
- Указательным пальцем или карандашом делаем углубление, увеличиваем полученную форму – расширяем и вытягиваем пальцами. Стараемся сделать так, чтобы стенки тостагана получились одинаковыми по толщине.
Дети слушают объяснение, рассматривают образец, приступают к работе (во время работы звучат казахские кюи).
- Для донышка из маленького кусочка пластилина скатываем шарик, расплющиваем, формируем стекой дно и приклеиваем его к тостагану. Места скрепления сглаживаем.
Физкультминутка «Дружно встали» :
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
(Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу)
Да не упади, смотри.
Наклоняемся вперед.
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету.
(Наклоны вперед)
Полетели, полетели,
Вперед руками завертели.
А потом наоборот
(Вращение прямыми руками вперед и назад)
–Назад помчался самолет.
Давай с тобой попрыгаем
И ножками подвигаем.
Раз прыжок и два прыжок
Поактивнее, дружок.
(Прыжки на месте)
Все, закончилась зарядка.
Мы пройдемся для порядка.
(Ходьба на месте)
Остановимся и снова
Мы к занятиям готовы.
(Дети садятся за столы)
Продолжаю объяснение:
- А теперь украсим готовый тостаган волнистым узором. Пластилин скручиваем в ладонях, затем прикрепляем к тостагану.
Дети продолжают выполнять работу.
Провожу индивидуальную работу.
- Ну вот и готов наш тостаган. Теперь можно пить из него кумыс.
Дети готовые поделки выставляют на подставку для работ по лепке.
Рефлексивно – корригирующий этап деятельности.
Рефлексия: поощряю детей. Дети анализируют работы.
Игра «Юрта»
Делятся на четыре группы. Встают в круги, в центре каждого – стул, на стуле – платок. Под музыку ходят по кругу, как только она останавливается, бегут к своим стульям, берут платок и натягивают над головой. Выигрывает группа, первой построившая «юрту».
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: название посуды, технику выполнения и приёмы лепки : раскатывание, расплющивание, вытягивание, скрепление.
Понимают: тостаган – посуда для питья кумыса, делается из дерева.
Применяют: новые знания в ответах на вопросы, полученные навыки в процессе.