Тутынина Анастасия
Технологическая карта занятия «Лисичкин хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Приоритетная ОО: «Речевое развитие», Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Тема занятия: «Лисичкин хлеб»
Возрастная группа: подготовительная группа (дети 7-ого года жизни)
Цель занятия: формирование у детей представлений о последовательности сюжета рассказа «Михаила Михайловича Пришвина «Лисичкин хлеб», посредством проведения дидактической игры на ИКТ оборудовании и продуктивных видов деятельности
Публикация «Технологическая карта занятия „Лисичкин хлеб“» размещена в разделах
Цель занятия: формирование у детей представлений о поступках и характере героев русской народной сказки «Бычок - чёрный бочок, белые копытца», последовательности сюжета сказки, посредством проведения дидактической игры на ИКТ оборудовании и продуктивных видов деятельности
Задачи занятия:
Образовательные:
1. Актуализировать знания детей о жанровых особенностях рассказа;
2. Учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту, грамматически правильно строя предложение;
3. Учить детей поэтапно создавать самостоятельную коллективную (индивидуальную) работу по продуктивным видам деятельности пластилинография
4. Отработка разных приемов пластилинографии, их комбинация в одной картине
5. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь.
Развивающие:
1. Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание;
2. Развивать слуховое восприятие, упражнять в различии неречевых звуков, тембра голоса;
3. Мелкую моторику рук.
4. Обогащать словарь образными выражениями языка.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей.
Дополнительные задачи:
Дидактическая:
1. Формировать умения выстраивать последовательность героев русской народной сказки «Рукавичка», в ходе дидактической игры с геометрическими фигурами. Развивать память, логическое мышление, внимание.
2. Научить детей правильно определять последовательность сюжета, воспитывать наблюдательность, вежливость, активность.
Игровая:
1. Ребята, предлагаю поиграть в волшебников и превратить геометрические фигуры в героев сказки «Рукавичка», для этого вам необходимо подобрать геометрическую фигуру к каждому герою сказки.
2. Выбрать только те картинки, которые относятся к рассказу, выстроить их в правильной последовательности.
Предварительная работа: рассматривание картинок и изучение трав: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста.
Словарная работа: добыча, бормочет, кровавая ягода, дочиста, копуля.
Материалы и оборудование: документ-камера, интерактивная доска, интерактивная панель, рассказ «Лисичкин хлеб», письмо.
Продуктивные виды деятельности: клей, картинки (тетерев, рябчик, брусника (2, голубика(2, костяника(2, черный хлеб, разные грибы (4, смола дерева, кукушкины слёзки, валерьянка, заячья капуста, мать и мачеха, карандаш, конфеты, мяч, картина, ромашка, подушка); картинка корзины
Организационно-мотивационный этап
Задачи этапа:
Организовать детей создать положительно эмоциональный настрой;
Мотивировать детей на включение в деятельность.
Раз, два, три, четыре, пять, жду детей к себе играть! (Звоню в колокольчик)
- Здравствуйте, ребята, я вас приглашаю на наш сказочный ковер в кружок.
- Посмотрите, что это? (кубик).
- Как вы думаете, какой он? (Волшебный)
- Да, ребята, это волшебный кубик, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я скажу ласковое слово. Ты сегодня очень красивая. А теперь, я передаю клубочек Лизе.
Планируемые результаты: Положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность
2. Основной этап 2.1 Этап постановки проблемы
Задачи этапа:
Настроить детей на предстоящую деятельность;
Активизировать мыслительную деятельность;
Закреплять умения детей в отгадывании загадок;
- Ребята, сегодня утром на пороге детского сада я нашла письмо, узнаем, кто написал нам?
(Загадка или стихотворение про персонажа, который написал письмо)
Воспитатель отодвигает ширму на интерактивной панели
Письмо: «Здравствуйте, ребята! Я охотник из одного очень интересного рассказа «Лисичкин хлеб». Пишу вам, чтобы вы мне помогли, я совсем забыл, какие лесные дары я принес своей дочке Зиночке, помогите мне, пожалуйста, вспомнить».
- Ребята, поможем охотнику?
- Но сначала мы познакомимся с автором этого рассказ
Планируемый результат: Умение внимательно слушать воспитателя, не перебивая его. Дети занимают позицию, необходимую для последующей деятельности.
2.2 Этап ознакомления с материалом
Задачи этапа:
Познакомить детей с русским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным
Сформировать представления детей о русской народной сказке;
Закреплять умения детей внимательно слушать воспитателя;
Формировать представления о непонятных словах из рассказа;
Формировать умения детей отвечать полным предложением на поставленные вопросы.
Очень очень давно, когда еще не было ваших мам, бабушек и дедушек, на земле родился маленький мальчик - Михаил Михайлович Пришвин. Который спустя какое-то время стал знаменитым русским писателем, он писал занимательные рассказы для вас – маленьких детей.
(Про русские народные: как вы думаете, что значит русская народная сказка? русской народной называется сказка, у которой нет определенного автора, ее, могли сочинить несколько людей, могла написать одна бабушка или один дедушка, поэтому ее и назвали русской народной)
- Сегодня мы будем читать один из его рассказов «Лисичкин хлеб»
Этот рассказ ведется от имени охотника, который принес своей дочке Зиночке дары из леса: грибы, ягоды (черника, костяника, брусника, комочек смолы и много разной травы). Но Зиночку больше всего привлекла заячья капуста.
- Как вы думаете, под заячьей капустой будет что-то спрятано?
- Если вы думаете, что да, возьмите синий кружок, если вы думаете, что нет – возьмите желтый.
- Этот рассказ мне часто читала мама, когда я была маленькой теперь я читаю его своему брату. Этот рассказ мне очень нравится, потому что он учит доброте, учит любить и оберегать природу, учит быть благодарными за те дары, которые нам дает лес, учит верить в волшебство и чудо.
Показ рисунков на слайде
(Ребята, рисунки художника Соколова делают произведение более красочным и живым)
- Как вы думаете, чем рисунки нам помогут при чтении рассказа?
- Они нам помогут составить картину у себя в голове и быстрее запомнить рассказ.
Словарная работа.
- ребята перед тем, как мы начнем читать рассказ, я вам расскажу про незнакомые слова, которые встречаются в рассказе.
(Показ картинок незнакомых слов на слайде)
Добыча – это лесные дары природы, которые можно употреблять в пищу
Обомлела - удивилась
Дочиста – все съела
Копуля – выбирает из еды, только то, что нравится.
- А теперь присаживайтесь поудобнее, спина прямая, ноги вместе покажите, что вы готовы меня слушать.
«Лисичкин хлеб»
И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу.
А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— Заячья…
— А хлеб — лисичкин. Отведай.
Осторожно попробовала, и начала есть:
— Хороший лисичкин хлеб!
И съела весь мой чёрный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!
- Отлично, а теперь я вам буду задавать вопросы, отвечайте на них полным предложением.
- Вам понравился рассказ?
- Кто главные герои рассказа? (охотник и Зиночка)
- Что охотник из леса принес домой? (грибы, ягоды (черника, костяника, брусника, комочек смолы, травы, лисичкин хлеб)
- Под какой травой лежал кусочек черного хлеба? (под заячьей капустой)
- Как он оказался там? (охотник всегда с собой в лес брал хлеб – вдруг проголодается)
- Что сказал охотник Зиночке, когда она спросила откуда в лесу хлеб? (он ей сказал, что хлеб этот лисичкин)
- Что Зиночка сделала с этим хлебом? (она его съела)
- Какая по характеру Зиночка? (добрая, доверчивая)
- А как вы считаете, правильно поступил охотник, когда сказал, что этот хлеб лисички? (Я считаю правильно, теперь Зиночка будет думать про зверей только хорошее)
- Чему учит рассказ? (учит доброте, учит любить и оберегать природу, учит быть благодарными за те дары, которые нам дает лес, учит верить в волшебство и чудо)
- А вам приносили когда-нибудь гостинцы от лесных зверей?
- Что приносили?
- Они вкусные были?
- Молодцы, ребята.
- Вы ответили на все вопросы, за это я хочу вручить вам дары, которые принес охотник домой (картинки птиц: тетерев, рябчик)
Планируемый результат: Умение внимательно слушать воспитателя, не перебивая его. Проявляет инициативу, самостоятельность и творчество.
2.3 Этап практического решения проблемы
Задачи этапа:
Закреплять знания о нравственных качествах персонажей из сказки «Лисичкин хлеб».
Закреплять технику безопасности работы с клеем;
Закреплять умение последовательно выстраивать сюжет рассказа;
Закреплять у детей умение отвечать полным ответом на вопросы по содержанию сказки.
Закончи предложение
- А сейчас мы поиграем, я буду читать предложение, а вам необходимо его закончить.
(Поощрение)
1. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного… (Хлеба)
2. когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу.
3. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и… (Обомлела)
4. Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста! Заячья… А хлеб … (Лисичкин).
- Встаем, немного отдохнем.
Физкультминутка
- Раз, два, три, четыре, пять (топаем ногами)
Любим прыгать и скакать (прыгаем)
Также любим мы сидеть (садимся)
Друг на друга посмотреть (посмотреть друг на друга, взяться за руки)
- А сейчас мы поиграем с волшебной доской. Какие вы знает еправила работы с доской? (работаем на расстоянии вытянутой руки, сильно не нажимаем, не работаем с мокрыми руками, не толкаемся, подходим по одному)
- Но сначала мы определим последовательность.
(Ромашка с белыми лепестками, с обратной стороны цвета: красный, синий, желтый, зеленый)
- Я приготовила вам квадраты: красного, синего, желтого и зеленого цвета, выберите один.
- У меня есть вот такая ромашка, на обратной стороне ее лепестков есть цвет, какой цвет выпадет первым тот и будет первый выходить играть с волшебной доской.
Дидактическая интерактивная игра
(Поощрение жетонами)
- Отлично, вам необходимо подобрать характер к герою сказки.
На доске 2 героя, какие?
- А также картинки с характером и поступками героев, выберите одну картинку и перенесите на героя, если картинка исчезнет, вы сделали правильно.
- За правильные ответы вы будете получать жетоны.
- Вы такие молодцы, внимательно меня слушали и правильно пересказали рассказ.
- За это я вручаю вам еще дары природы (ягоды (брусника, голубика, костяника)
Дидактическая интерактивная игра «Что было в рассказе»
- Ребята, сейчас мы с вами снова поиграем с волшебной доской.
Не забывайте про правила работы с ней.
- Сейчас мы с вами устроим соревнование, кто больше найдет предметов, которые встречаются в рассказе.
- На доске изображено много картинок, ваша задача, как можно больше найти предметов, которые были в рассказе «Лисичкин хлеб»
Картинки: тетерев, рябчик, брусника (2, голубика(2, костяника(2, черный хлеб, разные грибы (4, смола дерева, кукушкины слёзки, валерьянка, заячья капуста, мать и мачеха, карандаш, конфеты, мяч, картина, ромашка, подушка.
- Молодцы, кто, сколько нашел предметов?
- Вы все справились, а это значит, что вы получаете еще лесные дары.
- Наши глазки устали, пусть немного отдохнут.
Зрительная гимнастика:
Раз – налево
Два – направо
Три – наверх
Четыре – вниз
А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир
Продуктивные виды деятельности
Пальчиковая гимнастика
Раз-два-три-четыре-пять - вышли пальчики гулять
Раз два три четыре пять в домик спрятались опять
- Ребята, у вас есть картинки даров, которые принес охотник домой из леса, нам необходимо сейчас это все приклеить на картинку корзины и отправить охотнику, чтобы он больше не забывал, какие дары он принес Зиночке.
- Каждый из вас по очереди будет приклеивать картинку на корзину. Но при этом не забывайте про технику безопасности работы с клеем, какую?
Не берем влей в рот, стараемся не запачкать одежду и руки, работаем аккуратно.
- Какая чудесная корзиночка с дарами у нас получилась.
- Мы по почте ее отправим охотнику.
Чтение отрывка
Планируемый результат: сформированность основных знаний о весенних особенностях, явлениях, природных изменениях. Занятие продуктивными видами деятельности
3. Заключительный этап
Задачи этапа:
Подведение итогов, оценка результатов.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
-А сейчас мы с вами вспомним, чем занимались на занятии, покажите мне, что вы готовы сядьте прямо.
- Вам понравилось занятие?
- Какой рассказ мы сегодня читали?
- А кто автор рассказа?
- Кто написал сказку?
- Какая по характеру Зиночка? (добрая, доверчивая)
- А как вы считаете, правильно поступил охотник, когда сказал, что этот хлеб лисички? (Я считаю правильно, теперь Зиночка будет думать про зверей только хорошее)
- Чему учит рассказ? (учит доброте, учит любить и оберегать природу, учит быть благодарными за те дары, которые нам дает лес, учит верить в волшебство и чудо)
- С какими новыми словами познакомились? (Добыча – это лесные дары природы; Обомлела – удивилась; Дочиста – все съела; Копуля – выбирает из еды, только то, что нравится)
- Ваши предположения в начале занятия оказались верными?
- У кого были верные?
- Отлично, а теперь посчитаем количество жетонов.
- У кого сколько жетонов?
- Молодцы, вы отлично поработали, за это награждаю вас медалями. (жетонами)
- Дома вы можете рассказать своим родителям какую сказку сегодня читали
Я закончила
Планируемый результат: Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки.