Ольга Чиданова
Технологическая карта занятия по экспериментированию «Волшебница Соль»
Технологическая карта занятия в ДОУ
Занятие с использованием экспериментирования.
(Вид деятельности, методика образования или развития)
Тема занятия : «Волшебница – соль».
Воспитатель: Чиданова Ольга Владимировна
Тема: «Волшебница – соль»
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Группа (возраст) : старшая группа (5-6 лет).
Тип занятия : интегрированное.
Публикация «Технологическая карта занятия по экспериментированию „Волшебница Соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: Развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.
Задачи (формулируются исходя из образовательных областей) :
1. Познавательная: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли; уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека.
2. Социально-коммуникативная: развивать мышление, любознательность, наблюдательность; развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации. Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования; развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчеству; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
3. Речевая: способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Оборудование: звёздочка, проектор, 4 мешочка с веществами (соль, песок, синтепон, камешки, вода, яйцо, 2 стакана, бокал (грязный, губка, акварельные краски
Этап занятия, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога
(с указанием технологии, методов, приёмов) Деятельность детей
(формы, возможные виды детской деятельности) Результаты
Ориентировка в деятельности Психологический настрой, до 1 мин. - Настроить детей на дальнейшую деятельность;
- создать эмоциональную положительную атмосферу на предстоящую работу. Словесный метод: воспитатель приветствует детей. Дети приветствуют воспитателя. Дети эмоционально настроены к занятию и заинтересованы темой.
Мотивация, 1 мин. Словесный метод: воспитатель говорит, что встретила звёздочку и загадывает загадку. Дети отгадывают загадку.
Актуализация, 2-3 мин. Словесный метод: воспитатель задаёт вопросы и рассказывает о соли. Дети отвечают на вопросы и слушают воспитателя.
Постановка проблемы, целей, 2-3 мин. Словесный метод: читает пословицы про соль, задаёт вопросы. Дети слушают и отвечают на вопросы.
Выдвижение гипотезы
Практический Действие - Дать представления о свойствах, форме и видах соли;
- уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека;
- развить интерес к экспериментальной деятельности, творчеству.
Наглядный метод: воспитатель показывает презентацию.
Практический метод: дидактическая игра «Чудесные мешочки»; предлагает провести опыты: «Плавающее яйцо», «Соль растворяется в воде», «Соль – чистящее средство», «Акварель +соль» Дети смотрят презентацию.
Дети на ощупь ищут соль.
Дети выполняют опыты. Дети имеют представление о соли.
Развит интерес к экспериментальной деятельности, творчеству.
Контроль Наглядный метод: воспитатель следит за правильностью выполнения заданий. Внимательно слушают все указания воспитателя.
Самоконтроль Следят за правильным выполнением заданий у сверстников, проверяют.
Поддержка детской инициативы Словесный метод: на протяжении всего занятия поощряет, хвалит.
Достижение результата Поэтапно проведено всё занятие. Дети имеют представление о соли.
Динамическая пауза, 1-2 мин. Практический метод: воспитатель осуществляет показ пальчиковой гимнастики. Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Рефлексивно-аналитический Логическая рефлексия, 2-3 мин. Подвести итог занятия. Эмоционально завершить занятие, оставить у детей хорошее настроение. Словесный и практический метод: проводит игру «Что мы знаем о соли». Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли. Повторяют, закрепляют новые знания.
Сохранили хорошее настроение.
Эмоциональная рефлексия, 1 мин. Словесный метод: воспитатель хвалит детей. Дети выражают свои эмоции.
Определение ближайшей перспективы Планируют дальнейшую деятельность. Предлагают свои варианты.
Сценарный план занятия
Ход занятия Действия воспитателя и детей
1. Психологический настрой В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём,
И здороваться пойдём!
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Мотивация Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Звездочка пришла (показывает картинку Звездочки,
Говорит, мне чудо гостья: «Сегодня всем вам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдете,
И чудо-опыт проведете с одним сыпучим веществом
Сейчас узнаете о нем».
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).
Актуализация Воспитатель: -Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.
-Ребята, а что вы знаете про соль? Какими свойствами она обладает? (Ответы детей).
Соль – полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета (показ иллюстрации). Производится соль в разных видах : поваренная, йодированная, морская (показать виды соли). Соль бывает разная : мелкая и крупная. Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха.
Постановка проблемы, целей Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему? (Ответы детей).
Воспитатель: -Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолено- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба худо беседа.
Пуд соли вместе съесть.
Воспитатель: - Как вы думаете, где можно использовать соль? (Показ слайда).
Выдвижение гипотезы
Действие Показ презентации.
Соль применяют в косметологии:
Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи.
В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом, поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Воспитатель: -Ребята, хочу вам сказать, что соль и вредна для человека, растений, животных. В чем же ее вред? (Показ слайдов).
Контроль Воспитатель следит за правильностью выполнения заданий.
Самоконтроль Следят за правильным выполнением заданий у сверстников, проверяют.
Поддержка детской инициативы Воспитатель на протяжении всего занятия поощряет, хвалит.
Достижение результата Поэтапно проведено всё занятие. Дети имеют представление о соли.
Динамическая пауза Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».
Мы капусту рубим- рубим,
(Размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём- мнём,
(Мнут капусту)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём,
(Сгибание и разгибание кистей рук).
Действия 2 Дидактическая игра «Чудесные мешочки».
Воспитатель предлагает детям из 4 мешочков с разными веществами (соль, песок, синтепон, камешки) на ощупь найти мешочек с солью.
Педагог приглашает детей в лабораторию, чтобы провести опыты с солью.
(Для начала ребята вспоминают правила поведения в ней).
Опыт № 1. «Плавающее яйцо».
Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.
Опыт № 2. «Соль растворяется в воде».
Для опыта нам понадобится 2 стакана с холодной и с теплой водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем, что будет происходить.
Дети наблюдают и делают вывод.
Вывод: в холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее.
Опыт № 3. «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и почистили бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.
Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду.
Опыт №4. «Акварель+ соль».
Воспитатель знакомит детей с техникой рисования «акварель+ соль», предлагает нарисовать радугу. Как только вы закончите рисовать, сразу же хорошенько «посолите» весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком.
Дети рисуют, в завершении – посыпают солью весь лист.
Логическая рефлексия Для закрепления материала воспитатель проводит игру «Что мы знаем о соли».
(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).
Эмоциональная рефлексия Вы такие молодцы, справились со всеми опытами!
Определение ближайшей перспективы Планируют дальнейшую деятельность.