Пруцких Софья
Технологическая карта занятия в подготовительной группе на тему «Осень»
Название темы: «Осень»
Возраст детей, образовательная область: подготовительная к школе группа (5-6 лет, развитие речи (формирование грамматического строя речи)
Цель и задачи:
Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Осень».
Задачи:
Публикация «Технологическая карта занятия в подготовительной группе на тему „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Образовательные: расширять представления об изменениях, происходящих в природе осенью; упражнять в образовании относительных прилагательных; упражнять в образовании однокоренных слов; упражнять в подборе слов-действий, слов-признаков; упражнять в употреблении простых предлогов с, в, под; развивать непроизвольную память, мышление.
Воспитательные: воспитывать интерес к живой и неживой природе, учить работать в команде, воспитывать коммуникативные навыки, чуткое и внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы товарищей, оказывать помощь.
Развивающие: стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, развивать навыки мимики, пантомимики, развивать общую моторику, развивать длительную воздушную струю.
Планируемые результаты: дети имеют знания и применяют их об изменениях, происходящих в природе осенью; умеют образовывать относительные прилагательные, умеют подбирать слова-действия, слова-признаки.
Демонстрационный материал: слайд-презентация «В гости к осени»
Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Времена года».ю прослушивание на данную тематику музыкальных произведений
Оборудование: слайд-презентация «В гости к осени», картинки с изображением деревьев и листьев, картинки - символы «солнце», «ветер», «дождь», «деревья», «листья», «животные», «птицы»
Этапы занятия и время
Формы, методы и приемы работы
Совместная деятельность педагога и детей
Самостоятельная деятельность ребенка
Результат
Организационный момент
(2 мин)
Словесный
Эмоциональный настрой
Воспитатель: сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в путешествие. Мы отправимся «В гости к осени» и узнаем, какие изменения происходят осенью в природе, в жизни животных и птиц. Первая станции нашего путешествия «Лесная».
Старичок - лесовичок приготовил для вас первое задание и загадку:
Его весной и летом Все видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Отгадайте загадку:
Что ни день – то резче ветер Рвёт в лесу листву с ветвей … Что ни день – то раньше вечер, А светлеет всё поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет …
Потому и всходит утро над землёй Почти в обед. (И. Мазин).
Воспитатель: о каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети: в этом стихотворении говорится об осени
Воспитатель: как вы догадались, что поэт описывает осень? О каких признаках осени говорится в этом стихотворении?
Дети: солнце светит меньше. Дует холодный ветер. Листья опадают. День становится короче, а ночь длиннее. На улице становится холоднее.
Воспитатель: вы правильно справились с заданием и вот вам в подарок «солнышко», которое будет вас согревать в пути. После каждого выполненного задания учитель-логопед даёт детям картинку - символ и помещает её на доске. Дети составляют предложение об солнце осенью.
Дети: солнце осенью светит и греет меньше, становится холодно.
Дети следуют указаниям воспитателя, отвечают на вопросы.
Организация мотивации к образовательной деятельности
Мотивационно-ориентировочный
(4 мин)
Словесный
(дидактическая игра «Что изменилось?»)
Беседа
Воспитатель: как вы догадались, что это лес?
Дети: летом и весной на деревьях в лесу растут зелёные листья, а осенью они опадают. Осенью дует холодный ветер. Он срывает с деревьев листья. Листья кружатся и падают на землю.
Воспитатель: как называется явление, когда листья падают?
Дети:
Листопад.
Воспитатель: из каких двух простых слов образовано слово листопад?
Дети: Листья падают.
Воспитатель: Посчитаем осенние листья, которые сорвал с деревьев ветер.
Дети отвечают на поставленные воспитателем вопросы, играют в игру
Желание детей узнать новое и интересное
Поисковый
(5 мин)
Беседа
Вопросы
Наглядный метод
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал,
Плавные, плавные движения ладонями. Ветер листики считал: Вот дубовый,
Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Вот кленовый, Вот рябиновой резной, Вот с берёзки – золотой, Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Спокойно укладывают ладони на стол.
Воспитатель: размещает на наборном полотне картинки деревьев.
Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Назовите их. Логопед раскладывает перед детьми карточки с изображением листьев деревьев.
Воспитатель: а вот и листья этих деревьев. Отгадайте, с какого дерева упал лист и как он называется. Дети по очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют деревья.
Дети: Этот лист упал с клёна. Это кленовый лист.
Материал: лист березы, осины, рябины, липа, тополя, дуба, шишка ели и сосны.
Воспитатель: подберите слова – признаки к слову «листья». Листья какие?
Дети: листья жёлтые, зелёные, краснее, разноцветные, сухие, шуршащие, красивые.
Воспитатель: вы правильно назвали листья деревьев (вручается картинка –с имвол «ветер» и логопед предлагает детям подобрать слова-действия к слову «ветер». Ветер (что делает) -
Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы
выполняют физкультминутку
Желание детей узнать новое и интересное
Практический
(10 мин)
Выполнение практического задания
Игра «Похожие слова». Вот дерево стоит, Очень странное на вид. Ты картинку назови, Слова «родственники» подбери.
Воспитатель: подберите родственные – однокоренные слова к слову «лес». Если дети затрудняются самостоятельно подобрать слова, то логопед помогает им с помощью наводящих вопросов. Данный слайд управляется по щелчку мыши, после правильного ответа, на слайде появляется картинка с изображением названного родственного слова.
Воспитатель: что это? (Лес.)
Воспитатель: большой лес, а маленький … (лесок.)
Воспитатель: человек, который ухаживает за лесом … (лесник.)
Тропинка в лесу, какая … (лесная.)
Воспитатель: человек, который лес рубит … (лесоруб.)
Назовите одно сложное слово вместо двух простых: лес разводит (лесовод.)
Воспитатель: техника, которая лес возит? (Лесовоз.)
Воспитатель: ы выполнили задание, получите за это картинку («деревья»). Дети составляют предложение со словом «деревья».
Дети: Листья на деревьях становятся желтыми и опадают. Пора нам отправляться дальше в путешествие.
Станция «Лесных обитателей». Слайды 5, 6, 7 управляются системой гиперссылок, правильные ответ при помощи анимации выделяются, а при неправильном ответе картинка удаляется, предлагается выполнить задание правильно.
Хлопочут, торопятся лесные жители, осенью готовятся к холодной и долгой зиме.
Воспитатель: назови, кто из животных осенью залегает в спячку и спит до весны?
Дети: еж и медведь осень залегают в спячку и спят до весны. Слайд 6.
Воспитатель: про кого говорят, что его «ноги кормят».
Дети: волка зимой «ноги кормят».
Воспитатель: что обозначают слова «ноги кормят», объясните это выражение.
Дети: если волк быстро бегает, то он поймает добычу. Если у него быстрые ноги, то не останется голодным. Кто из этих животных меняет на зиму цвет шубки?
Дети: заяц и белка меняют цвет шубки.
Воспитатель: почему это происходит?
Дети: заяц меняет шубку для того, чтобы зимой его не было видно на снегу.
Воспитатель: молодцы, ребята, вы узнали о том, какие изменения происходят осенью в жизни животных. (Вручает картинку - символ «животные»). Дети составляют предложение со словом «животные».
Дети: животные готовятся к зиме: заяц и белка меняют цвет шубки, медведь и ёж залегают в спячку.
Воспитатель: лесные обитатели приготовили для вас загадку:
Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадает И никуда я не иду, Покуда он гуляет.
(Дождь).
Воспитатель: на полянку выходите, С дождём игры заводите.
Физминутка. Упражнение на координацию речи с движениями «Дождик». К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке. В лужице – смотри, смотри!
Он пускает пузыри. Стали мокрыми кусты,
Стали мокрыми цветы. Мокрый серый воробей
Сушит перышки скорей.
Воспитатель: вручает детям картинку - символ («дождь»)
Воспитатель: подберите слова – признаки к слову дождь. Дождь какой?
Осенний, холодный, сильный, проливной, моросящий. Дети составляют предложение со словом «дождь».
Дети: Осенью часто идёт моросящий дождь.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Вот мы прибыли на станцию пернатых друзей и узнаем, какие изменения происходят осенью в жизни птиц.
Воспитатель: Назовите птиц?
Дети: Ласточка, грач, жаворонок, скворец, сорока.
Воспитатель: Кто из этих птиц не улетает на юг?
Дети: Сорока не улетает на юг.
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают в тёплые страны?
Дети: Птицы, которые улетают в тёплые страны, называются перелётными.
Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются с нами?
Дети: С нами остаются зимующие птицы.
Воспитатель: Вы справились с этим заданием. Дарит детям картинку-символ (птицы). Дети составляют предложение со словом «птицы».
Дети: Перелётные птицы улетают на юг.
Д/и «Осень, ты какая?»
Вы много узнали об осени, расскажите, осень какая?
Дети:Осень – красивая, золотая, холодная …
Воспитатель: Если на улице холодно, то осень …
Дети: Холодная.
Воспитатель: если грустно - грустная, ветрено - ветреная, красиво - красивая, печально - печальная, хмуро - хмурая, пасмурно - пасмурная, дождливо - дождливая, мокро - мокрая, грязно - грязная, сыро - сырая, уныло – унылая, красиво - красивая.
Выполнение работы детьми в соответствии с поставленной задачей воспитателем, выполняют действия в соответствии с текстом
Умение детей отвечать грамотно, слушая ответы друг друга
Рефлексивно- оценочный
(4 мин)
Оценка занятия
Вот и подошло к концу наше путешествие, мы побывали с вами в осеннем лесу, узнали о том, как животные и птицы готовятся осенью к зиме, какие изменения произошли осенью в природе. Дифференцированная оценка деятельности детей.
Оценка детей своей работы, ответы на вопросы воспитателя.
Выводы.
Самоанализ детей