Сапрыкина Татьяна
«Разделительный мягкий знак». Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока русского языка
Класс : 2
Дата проведения 21.02.18
ФИО педагога: Сапрыкина Татьяна Николаевна
Тема урока : «Разделительный мягкий знак»
УМК «Планета знаний»
Обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Публикация «„Разделительный мягкий знак“, Технологическая карта урока русского языка во 2 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Желтовская Л. Я. Русский язык. 2 класс : учебник: в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : ACT :Астрель
2. Желтовская Л. Я. Русский язык. 2 класс : рабочая тетрадь к учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык» : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : ACT : Астрель,
3. Желтовская Л. Я. Русский язык. 2 класс : контрольные и диагностические работы / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : ACT : Астрель
4. Желтовская Л. Я. Русский язык. 2 класс : дидактические карточки-задания / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : ACT : Астрель
5. Желтовская Л. Я. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М : ACT : Астрель
Тема урока : «Разделительный мягкий знак»
Планируемые результаты: познакомить с ситуациями употребления в словах разделительного мягкого знака.
Предметные Метапредметные Личностные
Знания: различать функции мягкого знака при записи слов и группировать слова.
Умения: дифференцировать функции мягкого знака Познавательные УУД : осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; строить простейшие модели (схемы) слова (звуковые и буквенные).
Регулятивные УУД: осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи.
Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующим возрасту. Адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
Задачи изучения темы: организовать наблюдение над использованием разделительного мягкого знака; способствовать формулированию детьми правила о разделительном мягком знаке; развивать фонематический слух; развивать деловую речь учащихся; формировать умения: осуществлять самопроверку, самооценку, рефлексию.
Оборудование: фотографии, эталон для минутки чистописания, карточка «Доскажи фразу», учебник.
Этапы урока
Формы и приемы организации учебной деятельности учителем Деятельность учащихся Планируемые результаты (формируемые предметные умения, способы действий, УУД)
1. Мотивационно-ориентационный этап
1.1 Создание мотивационной основы учебной деятельности
Актуализация знаний
Какой раздел изучаем?
Как понимаете правописание?
Почему необходимо соблюдать нормы письма?
Создание ситуации затруднения
Наблюдение за словами олени, оленьи.
Почему слова записаны по-разному?
Сравнение звучания и написания данных слов. Составление звуковой записи слова. Сопоставление их.
Выяснение причины различия.
Какими звуками различаются? Какими буквами?
Можем записать звук й буквой «й»? Почему?
А как принято обозначать этот звук?
Будем соблюдать и бережно относиться родному языку.
Высказывания обучающихся.
Рассматривание иллюстраций.
Запись слов-ответов: олени, оленьи.
Звучат по-разному.
Оформляют звуковую модель слова.
а лэ ни а лэ нйи
В слове «олени» звука й нет, а в слове «оленьи» слышим звук й.
При написании русских слов сочетание «йи» после согласных не употребляется.
При записи слова, в котором между согласным и гласным есть звук й, употребляется мягкий знак.
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности.
Представление информации в виде модели; развитие орфографической зоркости, мышления, речи, внимания.
Выполнение учебных действий, руководствуясь изученными правилами.
1.2. Целевая основа деятельности.
Выявление причины затруднения.
Как называют такой мягкий знак?
Формулирование темы урока.
Чему будем учиться?
Формулирование цели учебной деятельности
Выдвигают свои предложения.
Формулируют тему урока.
Ставят цели урока.
В коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.
2. Поисковый этап
2.1. Планирование деятельности
Поиск способов выхода из затруднения.
Как поступать в такой ситуации?
Вслушаться в звучание слова и определить место разделительного мягкого знака в нём.
Осмысленно выбирать способ действий при решении орфографической задачи.
2.2. Фиксация плана в устной или письменной форме
Коллективный план решения учебной задачи.
Какой звук нам покажет, что в сове необходимо писать разделительный мягкий знак?
Дополните: разделительный мягкий знак пишется после …, перед … .
Если в слове между согласным и гласным есть звук й, то нужно писать разделительный мягкий знак.
Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.
Когда между согласным и гласным слышен звук й.
Понимать важность планирования работы
3. Практический этап
3.1. Открытие «нового» знания.
Формулировка вывода.
Формулируют вывод.
Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и в словах, в которых между согласным и гласным слышен звук й.
Использовать правила обозначения гласных и согласных звуков
3.2. Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма и др.
Работа с правилом (с. 56). Уточнение детской формулировки и дополнение примерами.
Минутка чистописания
1. Записать сочетания букв
ье ьё ью ья ьи
2. Выписать из правила слова-примеры, графически указать орфограмму.
Варенье, жильё, вьюга, беличья, муравьи.
Дополняют вывод на основе информации правила.
Работа в тетради.
Самооценка работы по эталону.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника.
Сохранение учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия.
3.3. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др.
Выполнение упражнения №8 (с. 56).
Чтение и усвоение инструкции.
Запись с комментированием, оставшиеся словосочетания записывают самостоятельно.
Работа со словарными словами. Повторение алгоритма работы с непроверяемой орфограммой.
Найдите слова с непроверяемыми орфограммами.
Как действовать, если орфограмму нельзя проверить?
Работа со словарным словом «обезьяна».
Чтение стихотворения Елены АлександровныБлагининой «Эхо» (упр. 11, с. 57).
Поиск словарного слова.
Анализ слова по разным основаниям (лексика, фонетика, графика).
Назовите непроверяемые орфограммы.
Запись данного слова в словарик, графическое обозначение орфограммы.
Выполнение задания по выбору (работа в парах).
Выполняют задание.
В каждом ряду есть ученики-консультанты, которые справившись первыми с заданием, проверяют остальных и помогают.
Поиск словарных слов. Повторение правила работы с непроверяемой орфограммой.
Работа по пониманию текста.
Запись слова в словарик, графическое обозначение орфограммы.
Работают в паре. Находят предложения по их назначению в тексте.
Различают, объясняют правописание слов. Упражнениев употреблении разделительного мягкого знака.
Проверяют.
Выполнять учебные действия, руководствуясь изучаемым правилом и в соответствии с выбранным алгоритмом.
Выделять существенную информацию.
Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их работая в паре.
4. Рефлексивно-оценочный этап
4.1. Рефлексия результатов деятельности
Предлагают обратиться к учебной задаче и плану, пояснить, какую работу выполняли в соответствии с его пунктами, сделать вывод о решении учебной задачи.
Какую цель ставили?
К какому решению пришли?
Какой вывод сделали?
Домашнее задание: с. 56 правило, упр. 9 или 10.
Для определения уровень освоения учебного материала самостоятельно выполните дома упр. 9 с. 56 или упр. 10 с. 57.
Воспроизводят поставленную цель урока.
Отвечают на вопросы, доказывая достижение поставленной цели.
Планируют самостоятельную работу дома.
Осознавать слово как главное средство языка.
Самостоятельно выполнять учебные действия, руководствуясь изучаемым правилом и в соответствии с выбранным алгоритмом.
4.2. Рефлексия способов деятельности
Предлагает поделиться впечатлениями, оценить свои достижения с опорой на определённые критерии
Какие задания помогли лучше понять новый материал?
Какие задания показались сложными? В чём проявлялась?
Анализируют эффективность осуществлённых форм работы.
Оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено без ошибок, в чём проявилась сложности выполнения.
4.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения
Кого хотели бы поблагодарить за работу на уроке? Почему? Рассказывают о своих эмоциях, связанных с эффективной работой. Обоснованно высказывать свою точку зрения.